• donskayagazeta@tularegion.org

  • 301760, Тульская область, г. Донской, мкр. Центральный, ул. Заводская, д. 2 а.
  • +7 (48746) 5-47-61

 
Защита прав потребителей банковских услуг 08.01.2018 09:18:00

Защита прав потребителей банковских услуг

В данной статье судья Донского городского суда О.В. Моисеева рассказывает о правовом регулировании в сфере потребительского кредитования, проводится анализ вопросов кредитования населения банками, охватывающий большинство проблем банковского потребительского кредитования в целом. Заключая кредитный договор, потребителю следует помнить следующие немало важные моменты: - условия кредитного договора о запрете досрочного возврата кредита в течение определенного времени, а также о взимании банком комиссии за досрочный возврат кредита нарушают права потребителя, так как по смыслу положений законодательства о защите прав потребителей банк не вправе отказаться принимать либо иным образом ограничивать досрочное исполнение заемщиком-гражданином обязательств по кредитному договору. - обязанность заемщика по уплате комиссии за обслуживание счета - расчетное обслуживание, ведение ссудного счета, без подтверждения возможности и права заемщика-гражданина использовать указанный счет не только для целей кредитования, является незаконным возложением расходов, связанных с осуществлением банком действий, направленных на исполнение его обязанностей в рамках кредитного договора. - включение в кредитный договор условия о том, что услуги банка оплачиваются заемщиком в соответствии с утверждаемыми банком тарифами, которые он вправе изменять в одностороннем порядке в течение срока действия договора, нарушает права потребителя, так как названное условие противоречит положениям статьи 310 ГК РФ и статьи 29 Закона о банках. - условие кредитного договора, направленное на прямое или косвенное установление сложных процентов (процентов на проценты), ущемляет установленные законом права потребителя. - условие кредитного договора о взимании банком платы за выдачу справок о состоянии задолженности заемщика-гражданина по кредиту противоречит закону и нарушает права потребителя. - но при этом, включение в кредитный договор условия о том, что в случае нарушения обязательств по возврату очередной части кредита банк имеет право потребовать досрочного возврата выданного кредита, не противоречит части 4 статьи 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". - установление в кредитном договоре штрафа за отказ заемщика от получения кредита противоречит законодательству о защите прав потребителей, поскольку потребитель имеет право в течение некоторого (как правило, незначительного) периода времени с момента заключения договора с продавцом (исполнителем) отказаться от исполнения договора без каких-либо негативных для себя последствий (статьи 25 и 32 Закона о защите прав потребителей). При возникновении споров, вытекающих из кредитных договоров следует учитывать, что Граждане и юридические лица свободны в заключении договора (пункт 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом выбор между несколькими судами, которым подсудно дело, принадлежит истцу. Истец-гражданин при возникновении спора, вытекающего из кредитного договора, имеет право на компенсацию морального вреда, на основании ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», а также на возмещение судебных издержек (отправление почтовых уведомлений, расходов на оплату услуг юриста, оформление доверенности и т.п.) (ст.88,98, 103 ГПК РФ). Для удовлетворения данных требований истцу необходимо представить в суд чеки и квитанции, подтверждающие несение вышеупомянутых судебных издержек. При этом, при обращении в суд истцы-граждане, они на основании положений Налогового кодекса РФ, освобождены от уплаты государственной пошлины.


Возврат к списку

Написать в редакцию