Татьяна Колесникова: «На нас огромная ответственность за детей»

Татьяна Колесникова: «На нас огромная ответственность за детей»

В России множество профессиональных праздников. В их числе – День работников дошкольных учреждений, который отмечается 27 сентября.

 Пока родители работают, наставники дают ребятам новые знания, вкладывают в них частичку своих душ. Воспитатель детского сада № 27 Татьяна Колесникова – одна из тех, кто закладывает основы личности своих юных воспитанников.

 Донской стал второй родиной

Сама Татьяна родом из Орловской области, а в наш город приехала вместе с мужем. С 2008 года, то есть сразу после получения диплома воспитателя дошкольного учреждения, она работает по специальности.

– Мы с будущим супругом познакомились как-то буднично, – рассказала она. – Он приехал в гости к сестре, и там мы впервые встретились. Вскоре поняли, что жить друг без друга не можем. Вот так я и оказалась в Донском – на родине мужа.

 Тульская область ей очень понравилась, и не в последнюю очередь благодаря богатой истории. Здесь и Куликово поле, и трехсотлетние оружейные заводы, и большой культурный пласт. На занятиях Татьяна с удовольствием рассказывает детям о занимательных исторических фактах, связанных с малой родиной.

 – В первую очередь изучать это было интересно мне самой, – отметила воспитатель. – Орловский край тоже с богатой историей, но в Тульской области в далеком прошлом случилось ничуть не меньше интересных событий, одно только Мамаево побоище имеет огромное значение для всей страны. Это я и стараюсь передать воспитанникам во время занятий.

Об этих уроках стоит рассказать чуть подробнее. Татьяна Колесникова преподает воспитанникам краеведение в рамках образовательной программы «Современные дети», которая реализуется, в частности, в детском саду № 27. Кружок «Родной край глазами детей» как раз и предоставляет наставнику возможность познакомить ребят с историей Тульской земли.

В Донском родились обе дочери Татьяны. Старшая девочка пошла в 9-й класс, младшая в 4-й. И, как считает молодая мама, не работа в детском саду сказалась на воспитании собственных детей, а наоборот.

– Именно опыт материнства помогает мне выстраивать отношения с воспитанниками, – подчеркнула она. – Помню себя, когда только пришла на работу и еще не было своих детей. Я толком не знала, как правильно взаимодействовать с малышами. А когда уже появился свой ребенок, поняла, как он дорог, насколько сильно за него переживаешь, тогда и осознала степень доверия других мам. Ведь они вручают нам, воспитателям, самое дорогое.

Материнство помогает Татьяне в работе, но и ее коллеги, женщины, у которых нет своих детей, точно так же дарят воспитанникам добро и тепло своих душ. Примечательно, что она не знает воспитателей-мужчин, по крайней мере, в детских садах Донского их нет. Может быть, это оттого, что малыши дошкольного возраста действительно больше нуждаются именно в материнском отношении к себе?

 Уроки безопасности

Маленьким детям в дошкольных учреждениях знания дают, конечно же, в игровой форме. Так они лучше их запоминают. И в числе иных предметов мальчишкам и девчонкам преподают правила дорожного движения и пожарной безопасности.

– Такие занятия у нас проводятся регулярно, – рассказала Татьяна Колесникова. – Детям не только рассказывают о том, как вести себя в случае пожара, но и в форме увлекательной ролевой игры показывают это. Точно так же ребята с огромным удовольствием играют в «инспекторов», «пешеходов» и «водителей», когда усваивают правила поведения на дороге и около нее.

 В детском саду № 27 для занятий по ПДД специально оборудованы уголки, где имеются не только красочные наглядные пособия, но и настольные игры.

Также во время занятий для ребят в игровой комнате размещают «дорогу», «пешеходный переход», а дети на самокатах играют роль «водителей». При помощи дорожных знаков моделируются различные ситуации и в форме игры дошкольники разбирают, как правильно поступить, а чего делать ни в коем случае нельзя.

– Занятия по правилам дорожного движения у нас проводятся совместно с инспекторами ГИБДД, которых мы приглашаем, – добавила Татьяна. – Надо сказать, детям это очень нравится, они с огромным удовольствием играют в такие тематические игры. На занятиях они надевают костюмы сотрудников дорожно-постовой службы, выявляют нарушения, разговаривают при этом очень серьезно, как взрослые. Точно так же, когда они под руководством специалистов изучают правила поведения при возгорании, то наряжаются в костюмы пожарных и тоже разыгрывают сценки с «тушением огня» и «спасением пострадавших».

Уголки, оборудованные для занятий безопасности, доступны детям всегда, и они в любой момент могут просто поиграть в «инспекторов полиции» или «пожарных». Так ребята еще прочнее закрепляют в памяти знания, полученные во время тематических занятий.

– Иногда играют «в автобус», – с улыбкой сказала Татьяна. – Рассаживаются на стульях, а далее все «как в жизни»: «Уважаемые пассажиры, пристегнитесь, пожалуйста, ремнями безопасности». Так забавно и в то же время приятно наблюдать, что они с раннего возраста усваивают правила поведения. Рада, что наши усилия в этом отношении точно не пропадают зря.

 Тогда и сейчас

Стаж Татьяны Колесниковой – 16 лет. И сравнивая ребятишек, с которыми она только начинала работать, и нынешних детсадовцев, она замечает разницу между поколениями.

– Мне кажется, тогда дети были более наивные, доверчивые, – отметила она. – Сейчас они, я бы так сказала, более социализированные. Здесь сыграли свою роль компьютеры и телефоны, соцсети и игры. Ребята больше общаются между собой на «цифровые» темы, обмениваются опытом прохождения уровней. А мы, наверное, за ними не успеваем. Интернет оказывает на нынешних детей большое влияние.

Занятия в старшей группе уже проходят в подражании первоклассникам: ребята садятся за столы как за парты, поднимают руки, когда хотят ответить на вопрос, их вызывают «к доске». Словом, почти как в школе, стой лишь разницей, что дети пока не одеты в форму и не делают домашние задания.

 – Должен быть психологический переход, – подчеркнула Татьяна. – Наши воспитанники познают мир в игре, а в школе – уже по учебникам и наглядным пособиям. Там строже дисциплина, от учеников требуют самоконтроль и целеустремленность. А основы всего этого закладываем мы. На нас огромная ответственность за детей.

Первые детсадовские выпускники, с которыми Татьяна Колесникова начинала работать, в этом году закончили 11-й класс. Кто-то покинул школьные стены два года назад, избрав среднее профессиональное образование. Но до сих пор, встречаясь с бывшей воспитательницей детей, их родители с радостью говорят: «Здравствуйте, Татьяна Николаевна!» Это благодарность за частицу души, которую она вложила в мальчишек и девчонок, ныне уже идущих по дорогам взрослой жизни.

Елена Спесивцева

Фоторепортаж