
Фото: ТОЦРИ
Социализация для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это процесс включения ребенка с особыми потребностями в общество, формирования у него навыков и умений, необходимых для полноценной жизни среди сверстников. Об этом «Донской газете» рассказала педагог-психолог Тульского областного центра реабилитации инвалидов города Донского Татьяна Качанко.
По ее словам, цель центра – помочь ребенку стать полноценным членом общества, освоить нормы поведения, подготовиться к самостоятельной жизни.
Главное – быть вместе
Успешность социализации ребенка зависит от поддержки и воспитания не только со стороны педагогов, но и родителей, а также в общении с другими людьми. Для детей важно создать условия, в которых они смогут ощутить свою принадлежность к обществу, поверить в собственную ценность.
– Основная проблема социализации – отклонение от нормального становления личности детей с ОВЗ. Это проявляется в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении работоспособности и целеустремленности, что приводит к значительному ослаблению контактирования с обществом, – отметила Татьяна Качанко.
Одна из главных задач, которую педагоги центра ставят перед собой, – это включение ребят с ОВЗ в систему социальных отношений по средствам определенных видов деятельности (игровой, коммуникативной, познавательной, музыкально-художественной, чтения), а также в самостоятельной деятельности детей, совместно с их семьями.
Широкое использование разнообразных форм коррекционной работы с такими ребятами и опыт деятельности педагогов по обеспечению их социализации, показал эффективность при реализации:
– использования коррекционно-развивающих программ для детей;
– вовлечения ребят в массовые мероприятия, проводимые в учреждении;
– участие воспитанников в театрализованной деятельности, в проведении совместных традиционных праздников в центре при обязательной предварительной работе всех специалистов центра, родителей.
Все это дает положительную динамику развития детей.
Мир, открытый для всех
Активное участие воспитанников и их родителей в жизни центра реабилитации и социума дают право говорить об эффективности работы центра.
– Мы все понимаем, что первые, основные навыки социального поведения дети получают в семье. И ни для кого не секрет, что родители ребят с ОВЗ – одна из самых сложных категорий родителей, что, несомненно, накладывает отпечаток на формирование личностных качеств детей, – подчеркнула педагог-психолог.
Родители воспитанников понимают проблемы своих детей и признают необходимость дальнейшего взаимодействия с педагогами и специалистами. Ребята в дальнейшем успешно адаптируются при поступлении в образовательные учреждения.
– Таким образом, центр реабилитации предлагает комплекс услуг, который включает в себя различные формы реабилитационной работы. Деятельность таких специалистов, как педагога-психолога, логопеда, дефектолога, социального педагога, инструктора ЛФК, массажиста, направлена на ориентирование детей с ОВЗ в социальной среде, приобретение навыков самообслуживания, восприятие и понимание общей картины мира, в которой мы живем, – сказала в заключение Татьяна Качанко.