Логопед – профессия востребованная

Фото предоставлено Ольгой Кожиной
Слово – один из тех могучих инструментов, который позволил человеку постоить цивилизацию. К сожалению, среди нас есть те, кому не повезло и их речь расстроена. Но имеются и люди, способные исправить этот недостаток.
Логопеды обычно работают с детьми в тот период жизни, когда психика еще пластична и может легко восполнить недостающее. В Тульском областном центре реабилитации инвалидов города Донского есть такие специалисты. Одна из них – Ольга Кожина, уже не первый год помогает детям преодолевать нарушения речи и возвращаться к полноценному общению. В канун профессионального праздника – Дня логопеда, который отмечается 14 ноября, – она дала интервью «Донской газете».
– Вы всегда хотели стать логопедом?
– Да, и моя мечта сбылась.
– Расскажите, пожалуйста, почему вы выбрали эту профессию?
– Первое высшее образование получила в Тульском государственном педагогическом университете имени Льва Толстого по специальности преподаватель физической культуры. Когда начала работать в социальной сфере, заметила, что многие дети нуждаются в услугах логопеда. Возникло желание помочь им. Для этого было необходимо получить глубокие знания и навыки в выбранной мною области. Дополнительно обучилась по специальности «Логопед». В нашем центре эта услуга очень востребована. Стараемся помогать детям от души, от сердца.
– Чем отличаются малыши, которые приходят к вам, от тех, кто занимается с логопедами в дошкольных образовательных учреждениях?
– Дети, с которыми работают специалисты в нашем центре, очень часто имеют серьезные проблемы с речью, характеризующиеся серьезными нарушениями в произношении, грамматике, лексике и связности. Это значительно затрудняет процессы социальной адаптации, а также коммуникации. Некоторые ребята практически не говорят, нам приходится развивать речь с нуля. Используем различные методики и индивидуальный подход с учетом особенностей каждого ребенка. Создаем стратегии коммуникативного поведения, применяем неречевые, то есть невербальные компоненты, элементы звукоизображения. Все перечисленное необходимо для выработки языковых навыков и сенсомоторных эталонов, незаменимых при формировании коммуникативной деятельности.
Занимаясь с детьми, у которых есть озвученные выше проблемы, развиваем наглядное мышление, знакомим с предметами окружающей действительности.
Развиваем также психическую активность и отраженную речь, формируем мотивационную основу высказывания.
С детьми, у которых диагностирован ранний аутизм, устанавливаем контакт особенно осторожно. Главным является снятие общей отрицательной оценки ребенком взрослого человека. На занятиях очень важно расположение оборудования, отсутствие лишних предметов в поле зрения малыша, использование игрушек, к которым у него есть специфический интерес.
– К вам обращаются сразу, как только замечают проблему?
– Многие родители приходят, в том числе и из службы ранней помощи, где с ними уже работали логопеды и дефектологи. Они обращаются к нам с начальным уровнем, а некоторые папы и мамы узнают о существовании таких услуг позже. Как специалист, советую родителям: обращайте внимание на проблемы с речью у детей как можно раньше, независимо от их сложности. Не стоит ждать, пока ребенок сам заговорит. Если вы заметили задержки в развитии речи, обратитесь к логопедам.
– Какие этапы включает в себя коррекционный процесс?
– Каждый ребенок уникален, поэтому мы подбираем индивидуальную программу логопедической работы на основе собранного анамнеза. Коррекция включает два этапа: подготовительный – создание установки на работу по исправлению дефекта, повышение мотивации, развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики, формирование фонематических процессов, и собственно развивающий – постановка, автоматизация и введение звуков в самостоятельную речь. Второй этап подразумевает также работу по усвоению и совершенствованию лексико-грамматических категорий, формирование и развитие навыков построения связного высказывания.
– Как вы помогаете детям с нарушениями речи?
– Мы моделируем ситуации, создающие у ребенка потребность говорить, также активно применяем дидактические материалы и наглядные пособия. Занятия часто проводятся в игровой форме. Важно, чтобы родители понимали: работа с логопедом – это долгий процесс. Папы и мамы, бабушки и дедушки активно участвуют в занятиях, выполняют домашние задания и всячески поддерживают ребенка. При отсутствии тесного продуктивного контакта между специалистами и родителями, логопедические занятия с такими детьми будут малоэффективны.
– Расскажите о Вашем опыте в центре реабилитации. Как долго Вы здесь работаете и что привлекает в профессии?
– В центре я уже семь лет. Чувствую себя на своем месте. Я люблю свою профессию и стараюсь помогать детям. Когда предложили здесь место, сначала не решалась. Но потом поняла: это то, что мне нужно.
– Вы сами из Донского?
– Нет, родилась и выросла в Новомосковске. Это замечательный город, который дал мне многое. Однако работаю в Донском и с ним связываю все свое дальнейшее профессиональное будущее.
– Расскажите о семье. Как супруг и дети относятся к Вашей работе?
– У меня муж и двое взрослых детей. Сын после окончания университета работает в сфере IT– технологий, дочь учится на третьем курсе Московского педагогического государственного университета. Поначалу в семье возникали некоторые вопросы – к примеру, почему я часто задерживаюсь, но потом они привыкли. Особенные дети требуют такого же внимания.
– Вы считаете, что поддержка семьи особенно важна для человека, который выбрал такую ответственную профессию, как логопед?
– Безусловно. Мои близкие понимают важность такой работы и всегда готовы прийти на помощь, если она потребуется. Это позволяет мне сохранять баланс между трудовой деятельностью и личной жизнью. Я считаю, что понимание со стороны близких важно для каждого специалиста, особенно в такой эмоционально насыщенной работе. Мы занимаемся с детьми, у которых бывают серьезные проблемы, и эмоциональная поддержка семьи позволяет сохранять мотивацию и силы для помощи другим.
– Важно ли для Вас быть примером для детей?
– Конечно! Логопед обязан являться образцом правильной речи. Дети должны видеть, что говорить можно красиво и выразительно. Это означает не только правильное произношение и грамматику, но и эмоциональность, образность сказанного. Ребята учатся не только через слова, но и через наблюдение за поведением и эмоциями взрослых.
– Что Вы скажете своим коллегам в профессиональный праздник?
– Логопед должен любить свою работу и детей. Только тогда он сможет совершать каждый день маленькие чудеса. Мы обязаны показывать, что общение – это радость, помощь детям в преодолении трудностей с речью. Поздравляю всех, кто выбрал для себя эту профессию! И, конечно же, желаю крепкого здоровья на долгие годы, наши дорогие и уважаемые логопеды!
Интервью провела Елена Спесивцева