Аутизм – не приговор

Аутизм – не приговор

За последние несколько лет количество детей с аутизмом неуклонно растет и вместе с этой тенденцией в настоящее время все чаще обсуждается вопрос, как формировать навыки самообслуживания у детей с расстройством аутистического спектра.

В связи с этим возникает вопрос о том, как помочь этим детям, ведь количество ребятишек, нуждающихся в социально-бытовой адаптации, увеличивается, а методических пособий, документации и учреждений остается на прежнем уровне.

Терпение и труд все перетрут

Воспитатель Тульского областного центра реабилитации инвалидов города Донского Венера Шаповалова рассказала подробнее о том, как сотрудники центра помогают детям с подобным диагнозом научиться жить в обществе.

– Навык – это компонент действия человека, выполняемый сознательно, который вырабатывается в процессе его выполнения, – сказала она. – Самообслуживание – умение удовлетворять свои бытовые потребности собственными силами. У детей этот процесс связан с одеванием, раздеванием, приемом пищи и соблюдением элементарных правил личной гигиены.

По словам воспитателя, особенности психического развития у детей с аутизмом обуславливают трудности в организации их поведения и особенно умении себя обслужить. Сложность обучения таких малышей связана с нарушениями контакта, трудностью сосредоточения и страхами. Таким деткам необходимо научиться ухаживать за собой самостоятельно. У этой категории несовершеннолетних данная область навыков не формируется по подражанию или прошедшему опыту, поэтому у общества возникает масса противоречий, так как ожидания семей, в которых есть дети с аутизмом, совершенно не соответствуют действительности.

– В полустационарном отделении реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья нашего центра процесс формирования и развития навыков бытового труда осуществляется на занятиях по социально-бытовой подготовке, – продолжала Венера Шаповалова. Сам процесс делится на 3 этапа. Это развитие моторики и координации движений, формирование простейших навыков бытового труда и совершенствование с ориентированием на дальнейшую трудовую деятельность.

В процессе усвоения и закрепления этих умений особенные дети под руководством наставника выполняют сначала отдельные действия, затем их серии, и под конец упражняются в этом самостоятельно или с опорой на инструкции педагога.

– Ребенок с аутизмом сначала получает опыт комфортного общения, и только потом, добившись привязанности, создав некоторый кредит доверия, развивает более сложные формы взаимодействия, – пояснила Венера. – Привить ребенку навыки самообслуживания – значит, научить его есть, умываться, одеваться и раздеваться, по возможности пользоваться расческой, мылом, зубной щеткой, туалетной бумагой. Для таких детей очень важно постоянно обговаривать с ними все действия. Перед началом занятия мы обязательно напоминаем ребенку, что он будет сейчас делать, а в конце подчеркиваем его достижения.
При обучении навыка воспитатели знают, что речь должна быть четкой и краткой. Каждые фраза и действие тщательно продумываются и повторяются раз за разом. Однако на этом пути тоже есть свои сложности.

– У детей с аутизмом нет мотивации к овладению социальными навыками, они не понимают, зачем одеваться, если ему и раздетому хорошо, зачем мыться, зачем есть ложкой, он наестся и руками, в результате все равно сыт будет, – пояснила воспитатель. – Как правило, отсутствие мотивации делает обучение трудным и медленным.

 Это очень важно

Чтобы освоить один конкретный навык, требуется сотня повторений. Серьезная проблема для ребенка – научиться самостоятельно одеваться. Конечно, родителям гораздо проще сделать это самим. Тем не менее, им советуют быть терпеливыми, систематически проводить работу, не менять порядок ее выполнения. Вначале, поощряя малейшее самостоятельное движение ребенка, помогая ему правильно держать ногу, чтобы надеть колготки, поднять руки, когда с него снимают кофточку, вместе с ним разувать заранее расшнурованные ботинки. Таким образом формируется совместное действие. Это важнейший этап первоначального обучения.

– Позднее, по мере овладения элементарными умениями, ребенок будет многое выполнять уже самостоятельно, – подчеркнула Венера Шаповалова. – Дети с аутизмом легче воспринимают новое, если заранее обговаривать возможные варианты действий, которые ему предстоит сделать. Мы в своей работе используем наглядный материал. Например, играем с куклой: «Одень Машеньку».

Для занятий с ребенком с аутизмом очень важно соблюдение ритма самого занятия.

Такой малыш не может долго выдерживать ситуацию активного взаимодействия. Обучение, может занимать вначале одну-две минуты, но необходимо, чтобы действие было успешно завершено. Таких деток невозможно научить всему и сразу, поэтому нужно сначала сосредоточиться на одном навыке, постепенно подключая ребенка к наиболее простым операциям в других, часто повторяющихся бытовых ситуациях.

– Таким образом, формирование социально-бытовых навыков у детей с аутизмом очень важно как для ребенка, так и для его родителей, которые в будущем будут затрачивать меньше сил и энергии при уходе за таким малышом, – сказала в завершение беседы воспитатель центра реабилитации инвалидов. – Поэтому длительное, поэтапное и целенаправленное обучение социально-бытовым навыкам ребенка с аутизмом способствует их полному или частичному освоению, а тесное сотрудничество педагога и родителей даст наиболее положительный результат.

Подготовила Елена Спесивцева