• ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск

Поиск

2024-03-17 11:53:33 · Статьи

В Донском с особыми детьми работает учитель-дефектолог

В Донском с особыми детьми работает учитель-дефектолог
Фото: "Донская газета"

В Тульском областном центре реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья города Донского с мая 2023 года в штатное расписание была добавлена должность учителя-дефектолога.

Сейчас в центре реабилитации в этом качестве работает Елена Долгашова, которая рассказала, в чем заключаются ее задачи и с какими сложностями порой она может столкнуться. 

Цели работы

Прежде всего Елена сказала о том, кто такой учитель-дефектолог.

– Это специалист, который помогает детям с отклонениями в психическом или физическом развитии адаптироваться к жизни в обществе, – подчеркнула она – Наша профессия также называется «коррекционный педагог», а дефектология возникла на пересечении нескольких областей: педагогики, психологии, медицины и социологии.

Специалист отметила, что в целом, работу дефектолога можно разделить на пять основных частей. Первая – это диагностика, когда требуется еще до начала учебного процесса определить отклонение у ребенка и регулярно ее повторять для отслеживания изменений в коррекционной работе. Вторая – это исправление нарушений. Третья – анализ, который позволяет оценить эффективность образовательной программы для каждого ребенка. Четвертая – консультации другим специалистам и родителям особенных детей. И пятая – это методическая работа, тщательная подготовка к занятиям, ведение документации, представление результатов своей работы на собраниях и педсоветах.

Так в чем, если сжать вышесказанное в нескольких словах, цель работы дефектолога?

Елена Долгашова считает, что основная задача ее профессии – в социализации особенных деток, оказании им помощи, чтобы догнать сверстников.

Главными качествами дефектолога Елена считает коммуникабельность, терпение и доброжелательность, любовь к детям и желание работать с ними. Не менее важными качествами являются ответственность и дисциплинированность, без которых невозможно грамотно спланировать коррекционную программу, записать все результаты и построить долгосрочные отношения с пациентами и их родителями. Еще одним важным навыком для дефектолога является умение отделить личную жизнь от работы. Специалист сталкивается с огромным количеством проблемных клиентов, взаимодействует с людьми разных характеров и работает со сложными ситуациями.

Знания и опыт

Прежде всего, как сказала Елена Долгашова, дефектолог должен знать, какие условия необходимы для успешного освоения учебной программы детям с аутизмом, задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения и другими расстройствами. И здесь обмен опытом действительно важен.

– Чтобы узнать, что учитывается в работе дефектологов, я обратилась к своим коллегам, – рассказала учитель. – Некоторые из них подчеркнули, что важно иметь высокую концентрацию внимания, которая необходима для проведения диагностических мероприятий, выявления изменений в развитии учащихся и предотвращения нежелательного поведения у детей и подростков. Наблюдения и их анализ позволяют специалисту выбрать или разработать эффективную методику работы с конкретным ребенком, а при необходимости внести корректировки.

Коллеги помогли Елене понять важность стрессоустойчивости, терпения и тактичности, ведь речь идет об особенных детках. Некоторые дефектологи отмечали, что для их профессии особенно важна грамотная речь, знание альтернативных средств коммуникации, подчеркивали необходимость постоянного расширения своего кругозора, прохождении курсов повышения квалификации, чтении педагогической литературы, изучении информации в СМИ и общении с коллегами из других регионов.

Где работают

Дефектологи, как это ни удивительно, необходимы и в государственных, и в частных образовательных организациях, занимающихся инклюзивным обучением особенных детей, а также в учреждениях системы профессионального образования, психолого-медико-педагогических комиссиях, центрах психолого-педагогической поддержки и развития, в организациях социальной защиты и медицины.

Подготовкой учителей-дефектологов в нашей стране занимаются высшие учебные заведения.

Эта профессия находится на стыке нескольких наук: педагогики, психологии, социологии, медицины. Изучение этих дисциплин помогает будущим учителям-дефектологам адаптировать учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и обучению.

– Я уверена, что создание должности учителя-дефектолога в штатном расписании поможет успешному развитию детей с особыми образовательными потребностями, которые требуют повышенного внимания, – сказала в завершение беседы Елена Долгашова. – Надеюсь, моя работа в центре реабилитации города Донского будет востребована и в будущем.

Подготовила Элина Крашевич