• ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск

Поиск

2024-03-30 11:10:05 · Статьи

Юные друзья Мельпомены в Донском

Юные друзья Мельпомены в Донском
Фото: "Донская газета"

Говорят, будто артистизм присущ всем детям без исключения, а затем с возрастом он переплавляется в другие таланты. Так ли это – неведомо. Но игра в театре, школьном или в Доме культуры, как правило, чаще привлекает именно школьников.

К сожалению, с развитием кино и интернета, когда любой желающий может посмотреть любой фильм в записи, роль театра в жизни общества уже не так велика, как раньше. Однако и преуменьшать ее не стоит. Театр – это не красивые видео, где спецэффекты в 90% случаев нарисованы на компьютере. Здесь в реальном времени разыгрывают представления живые люди, и в этом заключается его уникальность.

Происхождение театра

Раз уж мы затронули эту тему, то давайте вкратце познакомимся с историей этого удивительного явления.

Сложно сказать, за сколько столетий до нашей эры человек впервые вышел перед соплеменниками, представляя из себя кого-то другого, и начал разыгрывать сценку. Есть предположение, что первыми артистами были шаманы, которые «воплощались» в духов животных или стихий. Так ли это, проверить невозможно: люди, жившие в каменном веке, не оставили записей. Однако можно судить, что соплеменники древних шаманов были участниками ритуального действа. Театр же начинается там, где появляется зритель.

А вот первым задокументированным театральным представлением была древнеегипетская мистерия в честь Осириса.

Жрецы, жрицы и нанятые актеры в форме спектакля показывали людям историю жизни, смерти и воскрешения этого древнего бога, от которого египетские фараоны выводили свою генеалогию. Точно так же театрализованным представлением была церемония погребения знатных египтян, где жрецы надевали маски богов и разыгрывали мистерию для родственников усопшего. При уровне грамотности, составлявшей в ту эпоху около 1%, таким способом жречество доносило до населения основы вероучения.

Слово «театр» имеет греческие корни. Собственно, само явление стало широко распространяться именно из Древней Эллады, где впервые религиозные мистерии в честь богов Олимпа стали превращаться в поучительное действо для зрителей. Эллины были куда более грамотными, чем подавляющее большинство их соседей, в период расцвета культуры им не требовалось разъяснять основы веры с помощью театра. Люди шли полюбоваться мастерством актеров, пусть даже игравших в специальных масках, и послушать пьесу, обязательно несшую людям некую мораль. У театра была даже своя муза – Мельпомена, дочь Зевса и богини Мнемозины.

В наши дни театр был и остается средоточием живой игры артистов, без наложения компьютерных спецэффектов. Здесь только талант артиста определяет, насколько успешно он сыграет свою роль, и только чуткость душ зрителей станет залогом успеха самой пьесы.

«Корпорация друзей»

В России давно сложилась традиция, что свой театр должен быть у каждого учреждения культуры. Причем, ей уже очень много лет, так как ее корни – в домашних театрах, ставших популярными еще при царе Алексее Михайловиче. Вот и у донского Дома культуры имени Молодцова есть театральный коллектив. И его название – «Корпорация друзей» – весьма точно отражает суть. Это действительно весьма дружный коллектив. Впрочем, без этого, скорее всего, у них вряд ли получилось бы так убедительно играть роли на сцене.

– Театр – моя жизнь, – призналась руководитель коллектива Евгения Горанова. – Этим искусством я «заболела» еще в школьные годы и пронесла любовь к нему через всю жизнь. Именно поэтому работаю в сфере культуры уже свыше 20 лет.

После окончания Тульского областного колледжа культуры и искусств и Московского государственного университета культуры и искусств Евгения пошла работать в Дом культуры и кино «Дон». А в 2004 году перешла в ДК имени Молодцова, который стал для нее вторым домом. Однако «Корпорация друзей» к тому времени уже была коллективом «с историей» – его основала еще в 1991 году нынешний директор Ирина Ермакова. У театра уже сложился свой «особый характер», потому приходилось обоюдно приспосабливаться – как новому руководителю к ребятам, так и наоборот.

– Тридцать лет и три года, – сказала Евгения Горанова. – Именно столько скоро исполнится нашему коллективу. Сейчас театральное мастерство в нем осваивают 21 человек, это вместе с младшей группой.

Состав, по словам руководителя, часто меняется. Приходят новые ребята, а те, кому возросшая нагрузка по учебе не позволяет уделять много времени искусству, к сожалению, покидают театр.

– Но есть и те, кто остается в «Корпорации друзей» до Последнего школьного звонка, – не без гордости отметила Евгения. – В том году, например, я «выпустила» своих ребят. Есть те, кто ходит на занятия не первый год, есть и новенькие.

Репертуар для сценок и спектаклей выбирают всем коллективом.

Руководитель здесь не ставит ребят перед фактом: мол, будем играть то-то. Евгения лишь подает идеи, несколько произведений, а юные артисты обсуждают их, принимая или отвергая в итоге. И лишь когда решено, что будет взято, так сказать, в реализацию на сцене, начинается обсуждение деталей. Как сделать лучше? Что из сценок включить или исключить? Все это решают дружно, вместе.

– К сожалению, некоторые дети перестали посещать занятия из-за учебы во вторую смену, – сказала руководитель театрального коллектива. – У нас был один период, когда с наполнением группы было все очень плохо, никто не шел. Но он уже миновал, и в последние годы ребята приходят к нам. «Текучка», конечно, имеет место.

Евгения часто видится с выпускниками прошлых лет. Говорит: мол, когда они приходят, то просто «не вылезают» из ее кабинета. К сожалению, никто из них не избрал служение Мельпомене своей жизненной дорогой.

– Кто-то ушел в медицину, кто-то стал юристом, кто-то получает высшее образование, – сказала она. – Но я рада, что сумела передать им любовь к искусству. Кто знает, быть может, они все же станут театралами – если не как артисты, то хотя бы как зрители.

Навыки, полученные в детстве, не забываются никогда. И кто может точно сказать, что чувствует артист, стоя на сцене в свете софитов? Только тот, кто сам однажды точно так же смотрел с подмостков на полный зал и переживал – примут ли зрители его игру? Так что юные дончане из «Корпорации друзей» – это наверняка те, кто лучше всех поймет волнение актеров.

Елена Спесивцева