• ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск

Поиск

2024-05-13 08:48:00 · В часы досуга

188 лет назад в России началось строительство первой железной дороги

188 лет назад в России началось строительство первой железной дороги
Фото: Рисунок, сделанный с помощью инструментов нейросети

13 мая 1836 года в Российской империи стартовало строительство первой в стране железной дороги общего пользования, связавшей Санкт-Петербург с Царским Селом и Павловском. Эта историческая линия не только положила начало развитию железнодорожного транспорта в России, став первой из множества будущих магистралей, но и вошла в шестерку старейших железных дорог мира.

Инициатором и руководителем столь грандиозного проекта стал чешский инженер Франц Антон фон Герстнер, профессор Венского политехнического института. За несколько месяцев до начала строительства Герстнер провел тщательное обследование существующих в России путей сообщения. Результатом его изысканий стал доклад императору Николаю I, в котором доказывалась необходимость создания в стране разветвленной сети железных дорог.

Предложение Герстнера было встречено благосклонно, и после всестороннего рассмотрения его проекта специальным комитетом инженер получил привилегию на строительство и разрешение на учреждение акционерного общества с капиталом в 3 млн. рублей. Через полгода средства были собраны, и в апреле 1836 года было принято решение о возведении первой в России пассажирской железной дороги. 28 апреля (16 апреля по старому стилю) император подписал указ, утверждавший "Положение об учреждении Общества акционеров для сооружения железной дороги от Санкт-Петербурга до Царского Села с продолжением до Павловска". До 1917 года в Российской империи ежегодно 16 апреля торжественно отмечался День основания железнодорожного транспорта.

Строительство дороги изначально планировалось завершить за пять месяцев. Большая часть трассы была разделена на участки, которые передавались отдельным подрядчикам. Техническое руководство осуществляла группа из 17 инженеров, пятеро из которых ранее участвовали в строительстве железных дорог в Англии. Для охраны стройки были привлечены около сотни смотрителей и солдат. В целом в строительстве было задействовано около 4000 рабочих, среди которых были представители различных национальностей: русские, немцы, поляки, литовцы.

Работы по сооружению железной дороги велись круглосуточно, в три смены. Земляные работы выполнялись вручную с помощью кирок, лопат и тележек. Для перевозок сыпучих материалов применялись также специальные телеги-вагонетки, которые двигались по деревянным рельсам. Рельсы для будущей дороги изготавливались на заводе в Санкт-Петербурге, а паровозы заказывались в Англии у фирмы "Стефенсон".

Ключевой точкой трассы стал большой двухпролетный мост через Неву, построенный на месте современного Большеохтинского моста. Это был первый в России мост, построенный на металлических сваях. Длина моста составляла 890 метров, а ширина - 10,5 метров. Для защиты от ледохода он был снабжен специальными ледорезами.

27 сентября 1837 года состоялось торжественное открытие Царскосельской железной дороги, ставшее важным событием в истории России и одним из первых шагов к индустриализации страны. Первым по новой магистрали проследовал императорский поезд, за которым отправился состав с акционерами и гостями. Дорога протяженностью 27 верст (около 28 км) позволяла преодолеть расстояние от Петербурга до Царского Села и Павловска за 35-40 минут.

Первоначально Царскосельская железная дорога была однопутной, но уже в 1838 году ее расширили до двух путей. Для обслуживания пассажиров были построены станции: Петербургская, Царскосельская, Павловская и Александровская (переименованная впоследствии в Детскосельскую).

С первых дней эксплуатации дороги она пользовалась большой популярностью у пассажиров. Ежегодно по ней перевозилось более 600 тысяч человек. Поезда ходили регулярно с интервалом в полчаса. Стоимость билета для проезда первого класса составляла 1 рубль серебром, второго класса - 75 копеек, а третьего класса - 50 копеек.

Царскосельская железная дорога не только открыла новую эру в транспортном сообщении России, но и оказала значительное влияние на развитие экономики и промышленности. Вдоль трассы возникали новые поселения и предприятия, росло население, увеличивались объемы перевозок.

Успех Царскосельской железной дороги во многом предопределил дальнейшее развитие железнодорожного транспорта в России. В 1842 году было принято решение о строительстве Петербурго-Московской железной дороги, которая стала первой в стране магистралью общегосударственного значения. Впоследствии в стране стали появляться и другие железные дороги.

В окрестностях Донского «железка» появилась в начале 70-х годов XIX столетия, когда здесь началась активная разработка угля. В 1873 году маленькая станция Хрущевская, которую в просторечии называли просто «Узел», стала поселком Узловая.