Главное
Дмитрий Миляев встретился со своим советником по работе с инвалидами Анастасией Тарасовой
Тульская область уверенно развивает промышленный потенциал
Жительница Узловского района получила 12 лет колонии за убийство дочери
Мы в соцсетях:
  • Новости
  • Статьи
  • Фоторепортажи
  • Победа-80
  • Рубрики
    • Главное
    • Общество
    • Здоровье нации
    • Реализация проектов
    • Происшествия
    • Спорт
    • Детская страничка
    • Новости компаний
    • СвоихНеБросаем
  • Контакты
Logo
Logo
  1. Главная
  2. В часы досуга
  3. 188 лет назад в России началось строительство первой железной дороги

188 лет назад в России началось строительство первой железной дороги

  • 13.05.2024 08:48
188 лет назад в России началось строительство первой железной дороги
Фото: Рисунок, сделанный с помощью инструментов нейросети

13 мая 1836 года в Российской империи стартовало строительство первой в стране железной дороги общего пользования, связавшей Санкт-Петербург с Царским Селом и Павловском. Эта историческая линия не только положила начало развитию железнодорожного транспорта в России, став первой из множества будущих магистралей, но и вошла в шестерку старейших железных дорог мира.

Инициатором и руководителем столь грандиозного проекта стал чешский инженер Франц Антон фон Герстнер, профессор Венского политехнического института. За несколько месяцев до начала строительства Герстнер провел тщательное обследование существующих в России путей сообщения. Результатом его изысканий стал доклад императору Николаю I, в котором доказывалась необходимость создания в стране разветвленной сети железных дорог.

Предложение Герстнера было встречено благосклонно, и после всестороннего рассмотрения его проекта специальным комитетом инженер получил привилегию на строительство и разрешение на учреждение акционерного общества с капиталом в 3 млн. рублей. Через полгода средства были собраны, и в апреле 1836 года было принято решение о возведении первой в России пассажирской железной дороги. 28 апреля (16 апреля по старому стилю) император подписал указ, утверждавший "Положение об учреждении Общества акционеров для сооружения железной дороги от Санкт-Петербурга до Царского Села с продолжением до Павловска". До 1917 года в Российской империи ежегодно 16 апреля торжественно отмечался День основания железнодорожного транспорта.

Строительство дороги изначально планировалось завершить за пять месяцев. Большая часть трассы была разделена на участки, которые передавались отдельным подрядчикам. Техническое руководство осуществляла группа из 17 инженеров, пятеро из которых ранее участвовали в строительстве железных дорог в Англии. Для охраны стройки были привлечены около сотни смотрителей и солдат. В целом в строительстве было задействовано около 4000 рабочих, среди которых были представители различных национальностей: русские, немцы, поляки, литовцы.

Работы по сооружению железной дороги велись круглосуточно, в три смены. Земляные работы выполнялись вручную с помощью кирок, лопат и тележек. Для перевозок сыпучих материалов применялись также специальные телеги-вагонетки, которые двигались по деревянным рельсам. Рельсы для будущей дороги изготавливались на заводе в Санкт-Петербурге, а паровозы заказывались в Англии у фирмы "Стефенсон".

Ключевой точкой трассы стал большой двухпролетный мост через Неву, построенный на месте современного Большеохтинского моста. Это был первый в России мост, построенный на металлических сваях. Длина моста составляла 890 метров, а ширина - 10,5 метров. Для защиты от ледохода он был снабжен специальными ледорезами.

27 сентября 1837 года состоялось торжественное открытие Царскосельской железной дороги, ставшее важным событием в истории России и одним из первых шагов к индустриализации страны. Первым по новой магистрали проследовал императорский поезд, за которым отправился состав с акционерами и гостями. Дорога протяженностью 27 верст (около 28 км) позволяла преодолеть расстояние от Петербурга до Царского Села и Павловска за 35-40 минут.

Первоначально Царскосельская железная дорога была однопутной, но уже в 1838 году ее расширили до двух путей. Для обслуживания пассажиров были построены станции: Петербургская, Царскосельская, Павловская и Александровская (переименованная впоследствии в Детскосельскую).

С первых дней эксплуатации дороги она пользовалась большой популярностью у пассажиров. Ежегодно по ней перевозилось более 600 тысяч человек. Поезда ходили регулярно с интервалом в полчаса. Стоимость билета для проезда первого класса составляла 1 рубль серебром, второго класса - 75 копеек, а третьего класса - 50 копеек.

Царскосельская железная дорога не только открыла новую эру в транспортном сообщении России, но и оказала значительное влияние на развитие экономики и промышленности. Вдоль трассы возникали новые поселения и предприятия, росло население, увеличивались объемы перевозок.

Успех Царскосельской железной дороги во многом предопределил дальнейшее развитие железнодорожного транспорта в России. В 1842 году было принято решение о строительстве Петербурго-Московской железной дороги, которая стала первой в стране магистралью общегосударственного значения. Впоследствии в стране стали появляться и другие железные дороги.

В окрестностях Донского «железка» появилась в начале 70-х годов XIX столетия, когда здесь началась активная разработка угля. В 1873 году маленькая станция Хрущевская, которую в просторечии называли просто «Узел», стала поселком Узловая.

Читайте также

100 лет назад подписан Женевский протокол

  • 17 июня 2025 08:57

В 1925 году в Женеве было подписано соглашение, которое запрещало использование в военных действиях удушающих, отравляющих и других подобных газов, а также бактериологических средств. Этот документ известен как Женевский протокол.

Читать далее

100 лет назад в Крыму открылся Всесоюзный пионерский лагерь «Артек»

  • 16 июня 2025 08:59

Всемирно известная детская здравница «Артек» расположена на южном берегу Крыма, в 12 километрах от Ялты.

Читать далее

140 лет назад в России принят закон о запрещении ночной работы подростков и женщин

  • 15 июня 2025 08:54

В феврале 1885 года, после ряда стачек на российских фабриках, при Министерстве внутренних дел была создана комиссия для разработки закона, регулирующего отношения между фабрикантами и рабочими.

Читать далее

Лента новостей

Дмитрий Миляев встретился со своим советником по работе с инвалидами Анастасией Тарасовой
  • 18:21
Тульская область уверенно развивает промышленный потенциал
  • 18:00
Жительница Узловского района получила 12 лет колонии за убийство дочери
  • 17:46
В правительстве региона обсудили меры поддержки малого и среднего бизнеса
  • 17:26
Команда из Донского оказалась четвертой в первый соревновательный день Летнего фестиваля ГТО
  • 17:14
В Тульской области появятся дополнительные льготы для студенческих семей с детьми при покупке жилья в новостройках
  • 17:10
В Донском ребятам в необычной форме рассказали о здоровом образе жизни
  • 16:58
Все новости

Мы в соцсетях

  • Телеграм
  • Одноклассники
  • Вконтакте

Самое читаемое

1.

В Донском состоялось Первенство города по настольному теннису
  • 17:17 11 июня 2025

2.

Дмитрий Миляев провел встречу с замминистром культуры РФ Владимиром Осинцевым
  • 17:19 06 июня 2025

3.

Участники проекта «Герой71» могут открыть индивидуальное предприятие, став самозанятыми
  • 09:19 02 июня 2025

4.

Ранним утром наш регион вновь подвергся воздушной вражеской атаке
  • 09:17 24 мая 2025

5.

Библиотеки – центры притяжения
  • 10:55 27 мая 2025

© 2024, Сетевое издание "Донская газета".
Реестровая запись Эл № ФС77-80778. Сетевое издание зарегистрировано 07 апреля 2021 г. выдана Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Учредитель: ГУТО «Информационное агентство «Регион 71». 301760, Тульская область, г. Донской, мкр. Центральный, ул. Заводская, д. 2 а.

Главный редактор: Наталья Борисовна Осипова. Все права на материалы, опубликованные на сайте gazeta-don.ru, принадлежат ГУ ТО «Информационное агентство «Регион 71» и охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения правообладателя. 12+

яндекс.ћетрика

Страницы

    • О редакции
    • Реклама
    • Подписка
    • Контакты

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов,
Политикой обработки персональных данных пользователей сетевых изданий, входящих в состав ГУ ТО «Информационное агентство «Регион 71» и обработкой персональных данных Яндекс.Метрикой нажмите здесь.