• ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск

Поиск

2024-05-19 10:39:12 · Статьи

Владимир Маевский: Семейная традиция – собираться на Пасху

Владимир Маевский: Семейная традиция – собираться на Пасху
Фото предоставлено Владимиром Маевским

С давних времен в казачьей среде принято жить, опираясь на моральные устои, завещанные предками. Конечно же, без крайностей, когда отрицают даже электрические лампочки в доме. С этим как раз все в порядке, они идут в ногу со временем. Но есть нечто такое, что не зависит от прогресса, однако помогает хранить и семьи, и само казачье сообщество.

Одним из столпов у них считалась и продолжает считаться вера, православие. Это не зависит от того, донской казак, кубанский, терский или тульский. Все сообщества хоть и возникли в разные эпохи, но с одной целью – защищать Отечество. И праотеческие традиции – один из краеугольных камней, из которых состоит фундамент казачества.

 

Немного истории

Не секрет, что первые упоминания о казаках вообще относятся к тем временам, когда наш край был порубежьем. Русь уже тогда являлась православной, но едва-едва начинала приходить в себя от ига степной империи – Орды. Однако уже ко временам великого князя Ивана Третьего тульское казачество было заметной силой. Стояние на Угре, поставившее точку в ордынской эпохе, стало бы невозможным без участия казаков.

Примерно до середины XVIII века и устои веры у них еще не были так незыблемы, как в более поздние времена. При царе Алексее Михайловиче на Дону – куда вслед за новой границей частично перебрались казаки из Тульского края – случалось, что в сообщество принимали людей любого вероисповедания. Были там и немцы-лютеране, и поляки-католики, и евреи-иудаисты, и татары-мусульмане. А православные благополучно делились на «никониан» и старообрядцев, свободно переходя из одной конфессии в другую и обратно. Однако с укреплением государства этой религиозной вольнице пришел конец. Впрочем, внутри казачьего общества к тому времени уже вызрело понимание, что им всем нужна единая вера, общие устои и традиции.

Празднование Пасхи в казачьих семьях было ярким и незабываемым событием.

Торжество начиналось с богослужения и крестного хода. Казаки молились и освящали пасхальные куличи и крашеные яйца. А после службы всем миром выходили на площадь станицы, где устраивали различные игры, состязания и, конечно же, гуляния.

Женщины и дети водили хороводы и пели пасхальные песни, а казаки плясали. Празднование продолжалось в течение нескольких дней. В домах казаков накрывались богатые столы с пасхальными угощениями: куличами, крашеными яйцами, фаршированной птицей и мясными деликатесами.

Словом, Пасха для казаков была не только религиозным праздником, но и поводом для единения, демонстрации своей силы и ловкости, возрождения казачьих традиций и сплочения семьи и общины.

 

Крестили тайно

Так получилось, что молодость и атамана казачества города Донского Владимира Маевского, и его родителей пришлись на времена СССР, когда одним из правил государственной идеологии являлся атеизм. Учитывая, насколько глубоко в казачьем сообществе была укоренена вера, возникали различные коллизии.

– Религию особо никто не запрещал, – рассказал Владимир. – Но у нас в поселке церкви не было, только маленький домик, где жил батюшка. Но мама все равно пекла куличи.

Пасха в детстве для него всегда ассоциировалась с сахарной поливкой пасхальной выпечки, которую он тайком отщипывал, чтобы мать не увидела. Аромат свежих куличей, крашеные луковой шелухой куриные яйца, угощение на столе. Одним словом, для мальчишки этот праздник был очень вкусным.

– Прадедов и прабабок я не застал, одного деда помню только по фотографиям, – продолжал свой рассказ Владимир Маевский. – Он вместе с отцом прошел всю Великую Отечественную, был ранен. Прожил после войны недолго. Дед по матери был коммунистом, потому прабабка внуков – моих мать и дядю – тайно, ночью носила к батюшке крестить. Не то пришлось бы деду объясняться в парткоме.

Прадед Владимира приехал на полустанок в Узбекистан – тогда называвшийся Туркестаном – еще до революции. Казачьи разъезды охраняли строителей железной дороги. После 1917 года пришлось казаку повоевать с басмачами, однажды его сбросили под поезд, но он как-то выскочил из-под колес, хоть и переломал ребра. Дожил до пенсии, успел порадоваться внукам.

Когда самому Владимиру настало время проходить срочную службу, даже тогда он старался праздновать Пасху.

Он вспомнил один случай из тех времен.

– Повар у нас был узбек, – рассказал Владимир. – А нам каждый день в числе прочего полагались два вареных яйца. Когда пришла Пасха и повар начал готовить, мы его подбили бросить в котел луковой шелухи. Он-то был не в курсе, зачем, так и сделал. А замполит, конечно, сразу сообразил, в чем дело, рассердился, приказал все эти яйца почистить и подавать к столу уже без скорлупы.

Тем не менее, вне зависимости от погоды и обстоятельств семья собирается на Пасху. И эта традиция, передаваемая уже в котором поколении, теперь переходит к сыновьям Владимира Маевского. Только младший еще студент, двое старших – взрослые мужчины. А их дети усваивают, «впитывают» ее уже в раннем возрасте, в форме, которую можно назвать игровой. Но когда-то они сами вырастут, и воспринятая в детстве от деда и отца традиция будет передана ими собственным потомкам.

 

За большим столом

– На Пасху мы всегда собираемся всей семьей, – рассказал Владимир Маевский. – В этом году старший сын в отпуск из СВО приехал, будем все в сборе.

Мать, он сам, супруга, три сына, двое из которых женаты, внуки – большая семья собралась за одним столом, как они делали это всегда.

– Наше семейство не так уж велико, – сказал Владимир. – Вот у брата 10 детей, половина из них уже женаты ил замужем, так что он и на внуков богат. У него дома никакого стола не хватает, чтобы всех вместить, под 40 человек собирается. А мы так, потихонечку – посидели, отметили. Но сколько себя помню, столько семья в сборе именно на Пасху. Это святой для нас день.

Ежегодно праздник Воскресения Господня отмечается в разные дни, его вычисляют по лунному календарю. Дата «гуляет». Но Маевские при любом раскладе стараются подгадать так, чтобы встретить день торжества жизни над смертью всем вместе.

– Семья – это главное, самый крепкий устой, – сказал Владимир Маевский. – Будет жить она – в общем смысле – будет жить и страна.

Немаловажным слагаемым для счастливой жизни он считает и удачу, и всегда желает, чтобы она сопровождала его близких.

– Вы посмотрите, сколько на «Титанике» было богатых, здоровых, молодых, а выжили только везучие, – добавил Владимир. – Если улыбнется удача – то с Божьей помощью все будет отлично. И главное – чтобы был мир.

 

Елена Спесивцева