Праздник необычных музыкальных инструментов
- 31.07.2024 09:17
- Фото предоставлено Ириной Грамадчуковой
Изучая культуру разных народов, не устаешь удивляться фантазии, с которой люди придумывали, из чего бы извлечь приятные для слуха звуки. А история тяги к музыке у наших предков уходит в глубину тысячелетий.
У каждого народа с глубоким пластом культуры есть набор музыкальных инструментов, многие из которых стали узнаваемыми «брендами». У шотландцев это волынка, у испанцев шестиструнная гитара, а чисто русским инструментом считают балалайку или гармонь. Но есть и инструменты редкие, о которых мало кто слышал, хотя наши не такие уж далекие предки играли на них еще в XIX столетии. А фольклорные ансамбли – играют до сих пор. И благодаря тому, что они дожили до наших дней, в мире даже существует праздник – День необычных музыкальных инструментов, 31 июля.
Немного истории
Самым древним музыкальным инструментом считается флейта. Сделанные из костей животных трубочки с рядом отверстий находили в слоях 40-тысячелетней давности. Наши пещерные предки, успешно поохотившись и как следует поужинав, задумывались о культурном досуге и с удовольствием слушали своих флейтистов. Не исключен и вариант, что это был не просто «домашний концерт», а некое ритуальное действо, когда музыка помогала шаманам заклинать духов. Однако, чем бы это ни было, сам факт столь древнего происхождения флейты уже о многом говорит.
Со временем люди придумали и духовые, и струнные, и ударные инструменты.
В Африке некоторые племена при помощи барабанчиков и кодовых звуковых сигналов могли быстро передавать сообщения на большие расстояния. А с появлением и развитием армий музыкальные инструменты получили особое развитие. Маршировали под трубные звуки букцин римские легионы, при помощи рожков передавали сигналы в армиях средневековых королей, а в конце XVII – начале XVIII веков под флейты и барабаны выходили на поля сражений регулярные армии европейских монархов. Так было проще ходить строем и сигнализировать солдатам, когда надо атаковать, а когда обороняться. Да, на поле Полтавской битвы обе армии шли в бой под музыку. Такому инструменту, как «тарелки», мы обязаны османской армии. Традиции полковых оркестров и парадов – родом из тех времен.
А вот «простонародные» дудочки и трещотки остались в стороне от сверкающих медью армейских сигнальных труб, флейт и разукрашенных барабанов. И вплоть до XIX века с его этнографическим интересом к «корням» они так и пребывали в полузабвении. Но свое второе рождение народные инструменты получили все же в XX веке, когда широкое распространение получили сначала радио, затем телевидение и наконец – интернет, где с успехом выступают фольклорные ансамбли разных народов.
Гармонь, балалайка и трещотка
В Центре культуры и досуга микрорайона Северо-Задонска вот уже более 30 лет действует фольклорный ансамбль «Усенюшка». Название у него очень старое, «с историей»: усень или овсень – так назывались в древности славянские новогодние празднования, которые приходились то на осеннюю пору, то на весеннюю, а с начала XVIII века – на 1 января.
Руководитель коллектива Ирина Грамадчукова рассказала о том, какие инструменты используют ребята во время выступлений.
– Выбор у нас не особенно богатый – гармонь, трещотка, балалайка, – сказала она. – Впрочем, и в старину в деревнях Тульской губернии тоже не могли похвастать широким ассортиментом музыкальных инструментов. Да и у гармони тоже не особо древняя летопись. Хотя как раз она-то, наряду с пряником и самоваром, является одной из «визитных карточек» Тулы.
Здесь стоит снова обратиться к истории и напомнить о том, что же это такое – тульская гармонь. К слову, памятник ей стоит в «оружейной столице» рядом с автовокзалом.
Первые упоминания о ней относятся к 1820 году, когда мастер-ремесленник Иван Суриков из Тулы создал инструмент, ставший предшественником современного баяна. Немногим ранее производство примитивных гармоней обустроили братья Шкунаевы.
С течением времени тульская гармонь стала популярным инструментом в русской народной музыке, используемым как в фольклоре, так и в профессиональной музыкальной среде.
Одним из ключевых моментов в истории этого инструмента было развитие дизайна и звука во второй половине XIX века благодаря работе таких мастеров, как Петр Чернышев и Павел Сорокин. Они внесли значительные улучшения в конструкцию, что способствовало популяризации и признанию гармони как важного элемента русской музыкальной культуры.
Сегодня гармонь остается популярным инструментом не только в России, но и за ее пределами. Ее уникальное звучание, способность передавать разнообразные эмоции и музыкальные настроения делают ее незаменимым элементом в жанрах от народной музыки до академической.
– Нашему гармонисту-самородку 78 лет, – сказала Ирина Грамадчукова. – Он живет в Сокольниках, но приезжает к нам, чтобы сыграть детям. Он играет, и я вместе с ним. К сожалению, время идет, старики нас покидают, а мы остаемся, стараемся передать вот это умение детям.
«Усенюшка» успешно выступает не только на городских праздниках, но и выезжает на конкурсы различного уровня. Они – лауреаты областных, региональных, всероссийских конкурсов, неоднократные победители Международного фольклорного фестиваля «12 ключей». Звание «народный» было присвоено ему в 2005 году. И не последнюю роль в этом перечне заслуг играет то, что ребята не просто надевают народные костюмы, но стараются узнать историю, связанную с ними. То же касается и музыкальных инструментов.
Древний и необычный
Хотя гармонь, балалайка и трещотка давно ушли из повседневной жизни, все же назвать их забытыми сложно. Они живут на сценах Домов культуры, в руках участников фольклорных ансамблей. Но есть в мире музыкальных инструментов один, чье происхождение неизвестно, а распространение имеет весьма широкое. Это варган, или, как его иначе называют, хомус.
Никто не знает, когда и где впервые люди придумали варган. Археологические находки указывают на его существование уже в эпоху неолита, около 5-7 тысяч лет назад. Предполагается, что инструмент появился независимо в разных частях света, чему способствовала его простая конструкция и широкая доступность материалов.
Варган распространен у многих народов мира. В Европе его называют хуулихарппу, трумбла, ребаорбе, маультроммель, мундшпиль, джозхап. В Азии – кубыз, хомус, дан мой. В Африке – секебеку.
Русское название, как считается, происходит от древнерусского слова «варга», что означает «уста», так как инструмент прижимается к зубам для игры.
Традиционно варган изготавливают из металла: железа, стали, меди, латуни. Дерево, кость, бамбук до сих пор используют для изготовления отдельных деталей.
Простейший варган состоит из металлической пластинки – язычка – прикрепленной к раме. Она может иметь различную форму: прямоугольную, трапециевидную, треугольную, овальную. Язычок крепится к раме на пружине или с помощью отверстия, через которое продевается конец язычка.
Надо признать, что я сама увлеклась игрой на этом инструменте около 8 лет назад. Меня удивило, что из такой простой конструкции можно извлекать необычные звуки разной тональности. Играть на нем довольно просто – если приноровиться, конечно, ведь получается далеко не с первого раза. Инструмент прижимают к зубам и пальцем ударяют по металлическому язычку, заставляя его вибрировать. Варьируя силу удара, положение языка, можно изменять высоту звука и воспроизводить разнообразные мелодии. Помнится, меня поразили именно видеозаписи концертов любителей игры на варгане – как правило, из Якутии, где он считается одним из национальных инструментов. От одного звука буквально «мурашки по коже», а здесь был целый ураган чувств, выраженных при помощи такого простого музыкального инструмента.
Нот для варгана не существует, каждый исполнитель творит на нем свою уникальную музыку. Он может быть как аккомпанирующим инструментом, так и солирующим. И даже если просто скучно, можно взять в руки этот маленький, незатейливый инструмент и начать наигрывать простую мелодию, которая уже звучит где-то в глубине души и просится на волю. Этот звук идет прямиком из нашей древней истории, объединяя нынешнее поколение с нашими далекими предками.
Елена Спесивцева