Казаки всегда на защите Родины

Казаки всегда на защите Родины

История России как государства насчитывает более тысячи лет. Она возникла вдоль торгового пути «из варяг в греки», а это означало, что обязательно должны были найтись желающие пограбить как купцов, так и местное население.

Народ встал перед выбором: либо покориться захватчикам, либо сражаться. Что вышло, когда не способные договориться между собой князья не смогли дать отпор, известно всем: Русь подчинилась Орде. Но когда стало ясно, чем это грозит в конечном итоге, появилось казачество. И едва ли не с первых дней своего существования оно взяло на себя роль обороны рубежей страны.

Две выставки

Дончанин, житель микрорайона Новоугольного, Александр Ермолаев – ныне войсковой старшина, атаман станицы Ширинской Войска Донского. Много лет он отдал службе в полиции, а сейчас занимается просветительской и общественной деятельностью.

– Мы постоянно сотрудничаем со школами как Донского, так и других городов, – рассказал он. – Ранее проводили патриотические уроки и в колледже информационных технологий в Донском, но сейчас он вошел в состав Донского политеха, надо договариваться уже с новым руководством. Бывали с мастер-классом и в гимназии № 20, посвятив это мероприятие годовщине освобождения нашего города, а в Центре образования № 4 устроили сразу две выставки.

Как рассказал Александр, тематика второй экспозиции прямо вытекала из первой, посвященной современным защитникам Родины.

Детям показали не только то, что называется «казачьей справой» – обмундирование, вооружение и снаряжение – но и рассказали об истории этого военного сообщества.

– Прежде всего мы подготовили для ребят исторический экскурс о роли казачества в становлении Советского государства, – продолжал войсковой старшина. – А там слово за слово, и стали погружаться в глубь столетий. Многие ведь не знают, что Тульская область и сейчас номинально входит в состав Всевеликого Войска Донского. Все территории от истока Дона с прилегающими реками и ручьями еще Иван Грозный пожаловал нашим предкам. Так что мы здесь именовались верхним казачеством.

Засечные черты появились на тульской земле задолго до Ивана IV. Еще его дед, Иван III, использовал мобильность казачьих разъездов, которые не позволяли ордынским отрядам незаметно форсировать реку. Затем за неполное столетие возникли многочисленные «засеки» – деревянные крепости с гарнизонами, солидная часть которых состояла из казаков. Дедилово, Епифань, Гремячий городок – лишь небольшая доля старинной оборонной линии.

– Казачьи заставы были и в Монастырщино, и в Люторичах, и во многих других местах, – продолжал свой рассказ Александр Ермолаев. – Позднее, когда при Екатерине I была устранена опасность набегов из Крыма, границы сместились далеко на юг, и следом за ними пошло большинство казаков.

Та же царица, кстати, своим указом переселила часть запорожцев на территорию нынешнего Северного Кавказа, чтобы защищали отвоеванные у турок земли и обороняли ставшие «тыловыми» территории от набегов разных племен. Так появились кубанцы, терцы, гребенцы. Не все эти казачества дожили до наших дней, и тому есть причины.

Историческая несправедливость

– О том, что мы старого казачьего рода, семья узнала от бабушки, притом, уже в 90-е годы, – сказал Александр. – До того она хранила молчание: если бы узнали, что мы донские, то в советское время могли быть неприятности.

Он неохотно упомянул о «расказачивании», которое имело место в СССР до Великой Отечественной войны. Доходило и до расстрелов. Многие семьи с Дона перебирались в места, где их никто не знал, и вступали в колхозы на правах простых земледельцев. Но едва начинал сквозить слушок, что «они как будто на казаков похожи», семейство снова снималось с места и переезжало в другой регион. Страна большая, паспортов на селе тогда не было, назвались другой фамилией, и все. Немного к лучшему изменилась ситуация после войны и романа Михаила Шолохова «Тихий Дон», да и то не без нюансов.

– Книга и фильм были чуть ли не единственными художественными произведениями о донцах, – сказал Александр. – Почти все послевоенное искусство если и обращалось к теме казачества, то авторы и режиссеры писали и снимали о кубанцах. Корни, видимо, кроются еще во временах гражданской войны, когда большинство донских поддержали «белых», а кубанские – «красных». А ведь Константин Иосифович Недорубов, полный георгиевский кавалер и Герой Советского Союза, более 20 тысяч станичных казаков с Дона поднял на борьбу с фашистами.

Из тех, кто по призыву Недорубова пошел защищать Родину, домой вернулась едва ли половина. Такую высокую цену заплатили донцы за нашу с вами свободу.

Но роман Шолохова и его прекрасная экранизация стали практически единственной благодарностью этому казачеству за его выбор в пользу Родины.

– Многие после революции последовали за «белыми», многие – за «красными». Этот раскол прошел и по семьям, – с горечью рассказывал Александр Ермолаев. – Мой прадед погиб на Перекопе, отступал с Деникиным. А дед, Степан, пропал без вести на фронте во время Великой Отечественной – защищал Родину. Его брат, Данила, дошел до Берлина, воевали и другие дедовы братья.

Хотя распад СССР действительно стал огромной трагедией для всех народов, его населявших, но он дал возможность исправить некоторые «перекосы», допущенные в предыдущие десятилетия. Это в полной мере коснулось и донского казачества, в том числе и «верхнего» – тульского.

– В первое время, конечно, тоже бросились в крайность, – отметил Александр. – В обществе именно тогда сформировалась неприязнь к нам: ряженые, мол. А что могли подумать люди, когда видели двадцатилетних «казаков» с полковничьими погонами и целым «иконостасом» на груди. Только когда началась более-менее системная работа по восстановлению исторической памяти, ситуация начала понемногу исправляться.

У многих нынешних казаков награды на кителе уже самые что ни на есть настоящие, боевые. Продолжая традиции предков, они, как и в старину, сражаются на рубежах нашей большой Родины. И на этот раз казаки не преданы забвению и замалчиванию: они ведут уроки мужества в школах, мастер-классы на патриотическом марафоне «ВсеДляПобеды71», рассказывают молодому поколению об истории России и казачества, которые неотделимы одна от другого.

Кто такие казаки?

Как рассказал Александр Ермолаев, сейчас в обществе иногда возникают дискуссии, считать ли казаков отдельным этносом или субэтносом русского народа. В Российской империи они всегда были служилым воинским сословием.

– Бабушка рассказывала, что будто бы прадед привез из похода жену, то ли абхазку, то ли осетинку, так что есть в роду и кавказская кровь, – сказал атаман. – Ее собственная девичья фамилия – Самодурова – от прозвания прадеда, характер у него был еще тот. У семьи моей второй супруги, Оксаны – тоже казачки, только с низовьев Дона – уличное прозвище «Туркины». Хотя по паспортам они Кравченко. Предок из похода вернулся с женой-турчанкой, с тех пор так и повелось.

Первый брак Александра, к сожалению, распался после многих лет совместной жизни, однако он поддерживает прекрасные отношения с сыновьями – Геннадием и Никитой, есть у него и внучка Варвара.

– Старший начинал служить в войсках РВСН в Подмосковье, – рассказал войсковой старшина. – Когда переехал сюда, решил продолжить службу и записался в нашу 106-ю десантную. Был в разведке, участник боевых действий, ветеран. Младший тоже служил в РВСН под Москвой, но после армии выбрал для себя гражданскую профессию. Но какой бы путь не избрал каждый из нас, все мы время от времени проводим тренировки на природе, в лесу. И так же мы все, казаки станицы Ширинской, среди которых есть и дончане, часто проводим патриотические занятия в школах нашего города.

Александр пояснил, что сейчас особенно важно сохранить и передать молодому поколению традиции, бытовавшие на тульской земле на протяжении столетий. Хотя некоторые из них приходится приспосабливать к современности.

– По старинному казаком считался бы не тот, кто пожелал вступить в наше общество, а только его правнук и далее, – сказал Александр. – Остальные были бы только приписными. У нас, например, из 14 человек родовых лишь семеро, трое из которых – это я и мои сыновья. Но времена сейчас другие, потому мы все казаки.

Передавая молодому поколению и свой современный опыт, и традиции, нынешние потомки стражей границ России протягивают нить из прошлого в будущее. Да не оборвется она, ведь с ее утратой потеряет наша Родина одну из богатейших на события страниц своей истории.

Елена Спесивцева

Фоторепортаж