Нет бумажного чека? Не беда!
- 25.01.2025 17:34
- Фото: ИА "Регион 71"
Вы приобрели пылесос, но уже через три дня обнаружили, что он сломался. Или же новое платье оказалось вам не по размеру, а чеки от покупок не сохранились… Не отчаивайтесь! Согласно статье 18 закона «О защите прав потребителей», вы можете осуществить возврат даже без наличия бумажного чека.
Давайте рассмотрим, какие товары и в какие сроки можно вернуть, и что делать, если магазин отказывается отдавать деньги.
Что можно вернуть
Если товар не имеет дефектов, его можно вернуть в течение 14 дней с момента покупки, не считая дня приобретения. В случае онлайн-заказов этот срок сокращается до семи дней. Чтобы вернуть товар, должны быть соблюдены следующие условия:
– Товар сохранил свой первоначальный вид, пломбы и фабричные ярлыки.
– Вещь не была в употреблении.
– Товар не подошел вам по размеру, фасону или расцветке.
– У вас есть доказательства покупки, такие как банковская выписка или отметка продавца в гарантийном талоне.
Бракованный товар
Его можно вернуть в течение гарантийного срока. Обычно он составляет от одного до двух лет. Если гарантийный срок не указан, то товар можно вернуть в течение двух лет с момента покупки.
Что не подлежит возврату
К сожалению, некоторые товары нельзя вернуть, к ним относятся:
– Лекарства и предметы личной гигиены.
– Косметика и парфюмерия.
– Кабельная продукция, строительные и отделочные материалы.
– Нижнее белье, купальники, носки и чулки.
– Столовые и кухонные принадлежности.
– Бытовая химия, пестициды и агрохимикаты.
– Мебельные гарнитуры.
– Ювелирные изделия (бижутерия не входит в этот список).
– Животные и растения.
– Книги, буклеты, альбомы.
Однако, если вам продали некачественный товар, его можно вернуть.
Технически сложные товары
Это смартфоны, ноутбуки, холодильники и некоторые виды транспорта. Их можно вернуть в течение 14 дней после покупки, если:
– выявлен брак;
– у техники не оказалось функций, о которых рассказывали в магазине.
В таком случае необходимо подать продавцу претензию с описанием проблемы. Ее должны рассмотреть в течение 10 рабочих дней. Если проблема будет решена положительно, вам предложат обменять товар на аналогичный или вернуть деньги.
Как доказать факт покупки
Вместо бумажного чека можно предъявить:
– Электронный чек.
– Выписку из банка, если оплата была произведена картой.
– Информацию о покупке из базы данных продавца, если платили наличными.
– Отметку, которую продавец поставил в гарантийном талоне или техпаспорте, если речь идет о технически сложных товарах.
– Данные по дисконтной карте, если она использовалась при покупке.
– Показания свидетелей, если при покупке с вами был кто-то еще.
Покупка в магазине
Если товар куплен в магазине и у вас нет чека, предъявите паспорт. В случае отказа в возврате напишите заявление о восстановлении утерянного чека. Форму для него предоставит в магазине.
В заявлении укажите дату и время покупки и оставьте свои контакты, чтобы сотрудники могли связаться с вами.
После звонка возвращайтесь в магазин и заполните заявление о возврате на кассе. Укажите ФИО, номер паспорта, сведения о товаре и способ оплаты.
Отдайте заявление продавцу и заберите чек, подтверждающий возврат.
Заказ в интернете
Если товар заказан в интернете, чек от покупки в онлайн-магазине приходит на электронную почту и остается в системе у продавца.
Если вы забирали товар в пункте выдачи, отнесите его туда и обратитесь к сотруднику. Он запечатает посылку и выдаст квитанцию о подтверждении возврата.
Если покупку отправили по почте, сами запечатайте ее и узнайте в магазине, куда ее нужно отправить. На поч-те заполните квитанцию и отдайте оператору.
Если товар доставил курьер, напишите или позвоните в службу поддержки магазина и уточните, как можно вернуть покупку.
Сроки и способы возврата средств
Если оплата была наличными, деньги вернут тоже наличными. Если оплата была картой, средства поступят на нее.
Вернуть деньги должны в течение трех дней, если в магазине отсутствует подобный предмет в продаже. В случае дополнительной проверки качества товара срок может увеличиться до 10 дней.
При возврате вещи, купленной в интернет-магазине, максимальный срок возврата денег покупателю составляет 10 дней.
Если незаконно отказали в возврате
Составьте претензию в двух экземплярах. Один отдайте продавцу, а второй оставьте себе, получив на нем отметку о вручении.
Если магазин проигнорирует претензию или откажется ее удовлетворить, обращайтесь в Роспотребнадзор: в письменной форме на приеме в региональном ведомстве; по почте; через специальную форму на официальном сайте.
Приложите доказательства покупки, брака товара (если есть) и нарушений со стороны продавца. Жалобу рассмотрят в течение месяца. При выявлении нарушений ведомство может посоветовать вам обратиться в суд.
Как подать в суд
Если стоимость требований составляет до 100 тысяч рублей, иск нужно подавать в мировой суд. Если больше – в районный.
Там вы можете потребовать не только деньги за покупку, но и неустойку за нарушение сроков исполнения требований, штраф, компенсацию затрат и морального вреда.
К иску приложите:
– Копию договора о купле-продаже (если есть), документа об оплате.
– Копию претензии к магазину.
– Копии документов о ненадлежащем качестве товара.
– Копию ответа Роспотребнадзора о нарушениях.
Оплата госпошлины потребуется только при сумме иска свыше 1 миллиона рублей.