• ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск

Поиск

Новомученики и исповедники земли Тульской. Священномученик Алексий Зиновьев

Новомученики и исповедники земли Тульской. Священномученик Алексий Зиновьев

«Донская газета» продолжает публикации о новомучениках и исповедниках ХХ века Русской православной церкви, имевшим отношение к Тульской области.

 

Сегодня речь пойдет о священномученике Алексии. Он родился 1 марта 1879 г. в семье священника Иоанна Зиновьева. С 1898 по 1904 г. учился в Тульской духовной семинарии, по окончании которой был рукоположен во священника ко храму села Воскресенское Чернского уезда Тульской губернии. В 1914 г. он был переведен в храм города Ефремова.

 

С 1917 г. отец Алексий служил в храме в селе Сторожа Московской губернии. За тринадцать лет, что прослужил здесь священник, православные полюбили доброго и ревностного пастыря. Когда в 1930 г., во время очередных гонений, он был арестован по обвинению в том, что будто бы создавал в селе антисоветские группы, прихожане дружно выступили в защиту священника – почти все жители села Сторожа пришли к сельсовету и потребовали освобождения ни в чем неповинного пастыря.

 

Власти, однако, не освободили отца Алексия и препроводили его под конвоем в тюрьму в город Ефремов, где он находился под стражей около пяти недель, а затем все же был освобожден, вернулся в село и стал служить в храме по-прежнему.

В 1932 г. в ОГПУ стали поступать сведения, что в селе Сторожа план по хлебозаготовкам выполнен на 8,9% и будто бы виноваты в том священник Алексий Зиновьев, псаломщик Федор Кананыхин и крестьяне, часто посещавшие храм: Иван Попов, Василий Разенков и Андрей Береговский. 2 декабря 1932 г. все они были арестованы и заключены в тюрьму в городе Ефремове.

Четвертого и 6 декабря власти произвели обыски в церкви и обнаружили два мешка ржи, мешок пшена и пятнадцать пудов муки, которые и отобрали в счет хлебозаготовок.

На допросе священник, отвечая на вопросы следователя, сказал, что встречался с псаломщиком и крестьянами и говорил, что единоличников советская власть задушила, не дает им жить, что раньше жилось лучше.

Девятнадцатого февраля 1933 г. тройка ОГПУ приговорила священника Алексия Зиновьева к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен на каторжные работы на строительство Беломорско-Балтийского канала. Тяжелые работы настолько расстроили здоровье священника Алексия Зиновьева, что он был признан инвалидом и через полгода пребывания в концлагере освобожден. Он вернулся в село Сторожа и стал служить в храме.

В 1935 г. власти захватили храм и начали использовать его под зернохранилище; с этого времени отец Алексий стал служить молебны в домах благочестивых прихожан. Так продолжалось до новой волны гонений в 1937 г.

Осенью 1935 г., после постановления граждан о засыпке зерна в церковь, Зиновьев говорил верующим: «Грешно засыпать зерно в церковь, для зерна должны быть зернохранилища. Церковь – это дом Божий, где проповедуется слово Божие. Нужно церковь освободить и служить в ней. Господь накажет вас за богохульство». В июне 1936 г. Зиновьев говорил: «Вот Господь Бог вас наказывает за то, что вы богохульствуете. Нужно сейчас устраивать молебны, чтобы Господь дал дождя». В результате члены церковного совета пришли в сельсовет просить разрешения на проведение в поле молебна о дожде.

24 августа 1937 г. отец Алексий был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. На допросе следователь сказал священнику:

– Следствие располагает материалами о том, что вы в 1935 г. систематически проводили церковные богослужения в домах верующих.

Отец Алексий подтвердил, что действительно он такие богослужения проводил и на них собирались верующие села Сторожа.

– Вы после богослужений вели контрреволюционные разговоры? — спросил следователь.

– Церковные службы я проводил, но никогда никаких антисоветских разговоров не вел.

Следователь обвинил священника в том, что он, устраивая богослужения в домах верующих, вел разговоры о создании колхозов и выказывал недовольство явлениями окружающей жизни.

Священник ответил, что в частных домах он служил и, оставаясь после богослужения, вел различные разговоры, в частности, говорил: «Сейчас жизнь тяжелая, и особенно для меня».

Пятнадцатого сентября тройка НКВД приговорила отца Алексия к расстрелу. Священник Алексий Зиновьев был расстрелян на следующий день, 16 сентября 1937 г., и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

 

Реабилитирован 7 июля 1989 г. по году репрессий 1937. Канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, проходившим 13–16 августа 2000 г. День памяти 3/16 сентября.

 

Подготовлено Натальей Осиповой по материалам книги «Новомученики и исповедники земли Тульской»