• ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск

Поиск

2024-06-27 08:48:51 · В часы досуга

270 лет назад в Петербурге началось строительство Зимнего дворца

270 лет назад в Петербурге началось строительство Зимнего дворца
Фото: Елена Спесивцева

27 июня 1754 года был утвержден проект Зимнего дворца, одного из самых узнаваемых символов Санкт-Петербурга. Его история тесно переплетена с судьбой Российской Империи. Строительство этого архитектурного шедевра стало не просто проектом, а отражением амбиций и вкусов разных императоров, каждый из которых стремился оставить свой след в истории.

Первым, кто указал место для будущей резиденции, был Петр I. В 1711 году на берегу Невы был построен двухэтажный дом с черепичной крышей и высоким крыльцом. Это был скромный Зимний дом, но уже символизировал начало строительства императорской резиденции. Петр I, великий реформатор, хотел создать новый город, столицу, которая бы стала символом его реформ. Выбор места на берегу Невы был не случаен - река, отправляющая свои воды в Балтийское море, символизировала выход России к морю, успех ее морской политики.

В 1719-1721 годах, по указу Петра I, был построен новый дворец. Архитектор Георг Матторнови, приглашенный из Германии, создал здание, которое было более представительным, но все еще оставалось довольно скромным по сравнению с будущим величием Зимнего дворца.

При императрице Анне Иоанновне, в 1730-х годах, Зимний дворец показался слишком маленьким. Императрица мечтала о более роскошной резиденции, отражающей ее власть и престиж. Выбор пал на талантливого итальянского архитектора Франческо Бартоломео Растрелли, известного своей любовью к пышным барочным формам.

Для нового строительства был снесен старый Зимний дворец, а также ряд домов на Невском проспекте, в том числе дома графа Апраксина, Рагузинского и Чернышева, а также здание Морской академии. Это был смелый шаг, который свидетельствовал о претензиях Анны Иоанновны на величественную резиденцию.

Строительство дворца Анны Иоанновны велось с 1732 по 1735 годы. Новый Зимний дворец был выполнен в стиле барокко, характеризовался пышными украшениями, изобилием лепнины и позолоты. Он стал значительным шагом в развитии архитектуры Санкт-Петербурга. Но Анна Иоанновна умерла в 1740 году, не успев полностью насладиться своим новым дворцом.

Следующая императрица, Елизавета Петровна, была также приверженцем великолепного стиля барокко. Она решила перестроить Зимний дворец по своему вкусу. Елизавета Петровна дала Растрелли полную свободу в творчестве, она не ограничивала его ни бюджетом, ни временными рамками.

Елизавета Петровна лично участвовала в проектировании дворца, она вносила свои поправки и изменения. 27 июня 1754 года был окончательно утвержден проект Зимнего дворца, на котором императрица лично поставила свою подпись. Начало строительства было запланировано на лето того же года. Елизавета Петровна отдала приказ "без всякого замедления производить" строительство нового дворца. Для финансирования проекта было выделено около 900 тысяч рублей из "кабацких" денег – сбора с питейной торговли. Это свидетельствовало о том, что Елизавета Петровна придавала огромное значение строительству нового дворца.

Предыдущий дворец был разобран, а императорский двор переехал во временный деревянный дворец, построенный Растрелли на углу Невского и Мойки. 7 мая 1755 года начинается строительство нового дворца. Строительные работы шли непрерывно, летом и зимой. На строительстве трудились более 4 тысяч рабочих, за работой которых Растрелли наблюдал лично. Он старался добиться от рабочих максимальной отдачи, чтобы дворец был построен в кратчайшие сроки.

Зимний дворец Елизаветы Петровны стал истинным шедевром барокко. Он выделялся своей величиной, пышностью и роскошью. Здание было украшено золотыми скульптурами, лепкой, мозаикой. Во дворце было более 1 500 комнат, многие из которых были богато украшены дорогой мебелью, фарфором, картинами. Он был не только резиденцией императрицы, но и центром общественной жизни, где проходили приемы, балы, театральные представления.

В XVIII веке Зимний дворец не только стал символом власти императоров, но и оказал значительное влияние на развитие архитектуры Санкт-Петербурга. Он стал образцом для построения многих других зданий, в том числе и дворцов знатных особей. Зимний дворец не только создал новый стиль в архитектуре, но и сформировал образы города, его величия и красоты.

В XIX веке Зимний дворец остался главной резиденцией императоров, но его роль стала изменяться. В эпоху императора Николая I в дворце были проведены новые реставрационные работы. В эпоху императора Александра II во дворце были установлены первые телефонные линии. Это свидетельствовало о том, что Зимний дворец отражает не только власть, но и технологический прогресс.

В XX веке Зимний дворец стал музеем, открытым для всех. Он стал не только памятником императорской истории, но и местом, где люди могут познакомиться с богатством российской культуры. В настоящее время Зимний дворец является одним из самых популярных туристических объектов Санкт-Петербурга. Он привлекает людей со всего мира своей красотой, историей и великолепием.