14 августа отмечается Медовый Спас
- 14.08.2024 09:15
- Фото: ИА "Регион 71"
Медовый Спас – это православный праздник, который отмечается в первый день Успенского поста. Он был установлен в IX веке в честь изнесения из Эдессы Древ Креста Господня. В этот день в Константинополе проходил обычай проносить Честное Древо Креста по улицам города, чтобы защитить жителей от болезней.
На Руси Медовый Спас стали отмечать с конца XV века. Этот праздник приходится на период Успенского поста, который предшествует великим праздникам Преображения Господня и Успения Божьей Матери. В это время отмечают три Спаса: Всемилостивого Спасителя (Медовый Спас), Преображение Господне (Яблочный Спас) и перенесение Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа (Ореховый Спас).
Успенский пост не такой строгий, как Великий пост, но более строгий, чем Петров и Рождественский посты. В понедельник, среду и пятницу верующим рекомендуется питаться сухоядением, а во вторник и четверг — отварными овощами без масла, которое можно употреблять только по субботним и воскресным дням. До Яблочного Спаса церковь рекомендует воздерживаться от яблок и винограда.
Первый Спас также называли Мокрым. В этот день совершался чин водоосвящения, и служители церкви отправлялись к источникам, озёрам и рекам. Крестьяне считали полезным купаться в освящённых водах.
Наиболее известное название праздника — Медовый Спас — связано с обычаем подрезать или заламывать соты в это время. Считалось, что если пчеловоды не вскроют соты и не извлекут мёд, то его вытаскают соседские пчёлы. Пчеловоды строго соблюдали обычай приносить в этот день в церковь свежевыпущенный мёд для освящения. Кроме того, крестьяне несли в церковь семена и овощи, которые освящали как первые плоды летних работ.
В южных регионах также освящают маковые головки, поэтому праздник получил ещё одно название — Маковый Спас. В этот день готовят различные кушанья с использованием мака, например, булочки и пирожки, а также маковники — лакомство, которое делается из мёда и мака.
Мак наделяли сверхъестественными свойствами. Считалось, что если обсыпать семенами дикого мака дом, ни одна ведьма в него не проникнет.
С Медового Спаса крестьяне начинали распахивать поля под озимые, отделывать овины к зиме и очищать гумна. Когда сеяли озимую рожь, стаскивали с печи самого старого пахаря в селе и вели в поле, чтобы он бросил в землю первую горсть зерна. «Посей ты, дедушко, первую горсточку на твоё стариковское счастье!» — просили крестьяне.
С посевом озимых были связаны разные поговорки и приметы: «Когда сеешь хлеб в погоду, больше родится приплоду»; «В дожди не должно сеять ржи; как намочило оглобли — так и поезжай домой»; «Паши под озимые, готовь гумна и овины». Также говорили, что если во время созревания малины первые ягоды уродились крупными, то рожь следует сеять раньше; если же ягоды мелкие — то лучше посев отложить.
Если мужчины были заняты в полях, то женщины и дети шли в лес — заготавливать малину. Она была любимым лакомством у крестьян и считалась одним из наиболее полезных лекарственных растений, отлично помогающим при простуде. Спешили также собрать ягоды черемухи, которые сушили на зиму; эту ягоду применяли как вяжущее, мочегонное и потогонное средство.