• ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск

Поиск

2024-08-28 10:45:55 · Главное

64% россиян сталкиваются с фейками в интернете раз в неделю и чаще

64% россиян сталкиваются с фейками в интернете раз в неделю и чаще
Фото: ИА "Регион 71"

На сегодняшний день 64% жителей России сталкиваются с недостоверной информацией в интернете как минимум раз в неделю. По словам Владимира Табака, генерального директора АНО «Диалог» и АНО «Диалог Регионы», количество людей, которые осведомлены о фактчекинге, растёт. Эти данные были озвучены на пресс-конференции «Противодействие фейкам в 2024 году», которая прошла в ТАСС.

«46% респондентов знают или что-то слышали о фактчекинге. 18% знают, но это знание зачастую поверхностное. Аудитория преувеличивает собственные способности к анализу информации. При этом 45% опрошенных считают, что имеющихся мер противодействия дезинформации недостаточно. Основной запрос — это запрос на привлечение лиц, распространяющих фейки, к ответственности и блокировку источников. Однако его зачастую трудно удовлетворить», — рассказал генеральный директор АНО «Диалог» и АНО «Диалог Регионы» Владимир Табак.

В интернете стало меньше копий фейковых новостей, при этом число уникальных фейков остаётся примерно на том же уровне.

По словам Владимира Табака, до 6 августа 2024 года уменьшалось количество фейков, связанных с темой специальной военной операции.

С января по март средняя доля просмотров фейковых новостей в этой категории составляла 69%. В июле количество просмотров снизилось до 35%, а в августе, после атаки на Курскую область, резко возросло и достигло 81%.

«Мы предполагали, что к концу года будет порядка 15 млн копий фейков. Сейчас мы прогнозируем, что их будет около 8 млн. Уникальных фейков сегодня примерно столько же, сколько их было в прошлом году. При этом мы наблюдаем снижение интереса аудитории к СВО-повестке и усталости от информационного шума, который начал фиксироваться еще в 2023 году. Кроме того, мы видим, что фейки становятся более региональными. Если в начале СВО они распространялись на федеральном уровне, то сейчас мы наблюдаем смещение в сторону конкретных регионов и ситуаций, связанных с конкретными людьми», — объяснил Владимир Табак.

Директор Департамента развития массовых коммуникаций и международного сотрудничества Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Екатерина Ларина подчеркнула, что для успешной борьбы с дезинформацией в интернете необходимо участие не только профессионалов, но и обычных пользователей. Она также отметила важность информирования аудитории о правилах информационной гигиены.

«Почему эта проблема в наше время так обострилась? Раньше мы видели официальные источники информации, а сейчас любой человек с выходом в интернет получает доступ к массовой аудитории и воспринимается пользователями как источник. Поэтому важно понимать, как отличать верифицированные источники и достоверную информацию», — рассказала Екатерина Ларина.

На сегодняшний день одним из самых важных и обсуждаемых вопросов является необходимость создания законодательной базы для успешной борьбы с дезинформацией.

Антон Горелкин, заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, а также председатель правления РОЦИТ, подчеркнул, что в российском законодательстве пока не существует понятия «дипфейк», хотя уже есть определение «фейковой новости».

«Данные говорят о том, что сегодня ситуация лучше, чем год и два назад. Часть аудитории уже не реагирует на дезинформацию, если ведомства и платформы делают свою работу. В таком случае мы видим, что фейки у нас долго не живут. Законодательство у нас отстроено, потому что производителей дипфейков наказать можно уже сегодня, главное — их поймать», — объяснил Антон Горелкин.

В Тульской области в начале СВО было два случая быстрого опровержения фейков.

Первый случай связан с разрывом контракта поставщика продуктов для тульских школьников. Изначально это событие было представлено как уже свершившийся факт. Однако после уточнения информации по разным каналам выяснилось, что ничего серьёзного не произошло. Бывший первый заместитель губернатора Валерий Шерин опроверг этот фейк, рассказав о реальной ситуации.

Второй случай связан с сообщениями в социальных сетях от жителей о том, что на некоторых радиостанциях была включена система оповещения гражданской обороны. В региональном МЧС подтвердили, что система оповещения не была активирована, так как никакой опасности для граждан не было.

Сегодня фейки являются одним из основных оружий в информационной войне. В нашей стране при опровержении дезинформации, распространяемой оппонентами в рамках информационных атак, приводится доказательная база. В отличие от этого, украинская сторона не использует такие инструменты.

Политтехнолог и доброволец на СВО Платон Маматов отметил, что большинство подобных фейков являются короткоживущими. Эксперт Центра военно-политической журналистики Борис Рожин добавил, что особенность такой дезинформации заключается в том, что она призвана «затапливать» информационное пространство противника своим количеством.