К особенным детям – особый подход

К особенным детям – особый подход

Значимой проблемой детей с ОВЗ, является психологическая неготовность к жизни в сложившейся системе социальных отношений.

Как рассказала педагог-психолог Тульского областного центра реабилитации инвалидов г. Донского Татьяна Качанко, ребенок-инвалид вступает в жизнь с изначально пониженным уровнем адаптационных и интеграционных возможностей. Это обуславливается типом заболевания, характером отклонений в развитии, особенностями течения заболевания, выраженностью дефектов. Неспособность ребенка-инвалида к самообслуживанию, самоконтролю, саморазвитию на протяжении всей дальнейшей жизни объясняется значительными ограничениями его жизнедеятельности в детстве.

– Особую роль в развитии ребенка занимает семья. Однако в ряде случаев рождение малыша с серьезными патологиями развития расценивается родителями достаточно негативно, они создают стрессовую ситуацию. Продолжительный стресс оказывает разрушающее воздействие на внутрисемейные отношения, – отметила Татьяна Качанко.

Еще одной проблемой в развитии детей с ОВЗ является то, как их воспринимают окружающие.

Нередко здоровые ребята жестоко отзываются о детях-инвалидах, даже в их присутствии. Понимание того, что их жизненные возможности по сравнению со здоровыми сверстниками значительно ниже, приводит к тому, что у детей-инвалидов формируется низкий уровень притязаний в социальной сфере. Поэтому для социально-бытовой адаптации детей с ОВЗ необходим комплекс мероприятий, реализуемый в условиях реабилитационного центра.

– Социально-бытовая адаптация подразумевает, что ребенок с ОВЗ должен не только владеть навыками самообслуживания, но и быть способен ориентироваться в условиях места проживания, знать основные объекты инфраструктуры, а также уметь принимать самостоятельные решения в бытовых вопросах, – сказала педагог-психолог.

Тульский областной центр реабилитации инвалидов г. Донского оказывает такие услуги, как систематическое наблюдение за получателями социальных услуг в целях выявления отклонений в состоянии их здоровья (полустационар дети); социально-педагогическая коррекция, включая диагностику и консультирование; организация досуга (праздники, экскурсии и другие культурные мероприятия); консультирование родителей по интересующим их вопросам.

Педагоги в своей работе используют такие программы, как «Вот какой я!», «В гостях у сказки», «Рука в руке».

– Каждый специалист ищет индивидуальный подход к ребенку, так как от этого зависит результат реабилитации, – подчеркнула Татьяна Качанко.

Главным результатом центра является социализация особенных деток, в нее входят навыки самообслуживания, умение воспринимать социум, не бояться находиться в нем. А также ориентация в пространстве и ближайшей местности (ориентация в родном городе, районе).

– Таким образом, Тульский областной центр реабилитации инвалидов г. Донского предлагает комплекс, который включает в себя различные формы реабилитационной работы. Деятельность специалистов (педагога-психолога, логопеда, дефектолога, социального педагога, инструктора по труду, массажиста) направлена на ориентирование детей с ОВЗ в социальной среде, приобретение навыков самообслуживания, восприятие и понимание общей картины мира, в которой мы живем, – сказала в заключение Татьяна Качанко.