320 лет назад Петр I заложил Адмиралтейскую верфь

320 лет назад Петр I заложил Адмиралтейскую верфь

16 ноября 1704 года в Санкт-Петербурге заложили Адмиралтейскую верфь. Это событие, инициированное и лично курируемое Петром I, отметило начало масштабного проекта, призванного не только обеспечить Российский флот новыми кораблями, но и заложить фундамент для развития отечественной судостроительной промышленности.

Сам царь, известный своей страстью к техническим деталям и морскому делу, не только разработал подробный проект и чертежи будущего Адмиралтейства, но и лично контролировал каждый этап строительства.

За полтора месяца до официальной закладки верфи, под неусыпным взглядом Петра I, началась постройка первых двадцати бригантин «нового манира». Проект этих судов, разработанный талантливым кораблестроителем Федосеем Скляевым, отражал стремление царя к созданию современного, маневренного и эффективного флота. Выбор бригантин не случаен: это были относительно небольшие, но быстрые и хорошо вооруженные корабли, идеально подходящие для разведывательных операций и боев в прибрежных водах Балтийского моря. Их конструкция, впитавшая в себя лучшие достижения европейского судостроения, стала важным шагом к модернизации российского флота. Выбор Скляева в качестве главного конструктора также отражает Петровскую политику привлечения талантливых специалистов, вне зависимости от их происхождения.

К 1715 году Адмиралтейство превратилось в гигантский промышленный комплекс, насчитывающий около 10 000 работников. Это был самый крупный промышленный центр Санкт-Петербурга, определяющий экономическое и военное могущество новой столицы. Важно отметить, что Адмиралтейство выполняло многогранные функции. Оно стало в том числе и мощной крепостью, надежно защищающей вход в Неву и южные подступы к городу. Крепостные стены, бастионы и артиллерийские батареи делали Адмиралтейство неприступной цитаделью. Таким образом, Петр I, понимая стратегическую важность расположения верфи, уделял большое внимание её оборонительным сооружениям. Защищенность верфи гарантировала бесперебойную работу судостроительных мастерских.

Первым военным судном, построенным на Адмиралтейской верфи, стала шнява «Лизет», заложенная по личному чертежу Петра I. Она служила образцом для последующих разработок. За ней последовало множество других кораблей, разных классов и назначений. Вначале на верфи строились преимущественно небольшие суда, необходимые для береговой охраны и разведки. Однако после победы под Полтавой и взятия Выборга в 1709-1712 годах началось строительство крупных линейных кораблей. Это стало возможным благодаря притоку ресурсов и квалифицированных специалистов. В 1712 году был спущен на воду первый крупный военный корабль – 54-пушечный фрегат «Полтава», ставший символом российской морской мощи. Этот фрегат представлял собой значительный технологический прорыв в российском судостроении. Его конструкция отражала новейшие достижения европейской кораблестроительной мысли.

300 с небольшим лет спустя фрегат «Полтава» был реконструирован по сохранившимся чертежам и рисункам современников. Сейчас корабль – аутентичная копия своего тезки петровских времен – является туристической достопримечательностью Санкт-Петербурга.