119 лет назад указом императора Николая II созданы подводные силы Российского флота

- 19.03.2025 08:51
- Фото: "Донская газета" / Наталья Осипова
19 марта в 1906 году, по указу императора Николая II, в классификацию судов военного флота был включён новый класс боевых кораблей — подводные лодки.
В этот же год в состав Российского флота были включены десять подводных лодок, а первое соединение подводных лодок было размещено в военно-морской базе Либава.
С тех пор подводные корабли прошли долгий путь развития — от простых лодок с керосиновым двигателем до мощных атомных подводных крейсеров.
Идея подводного плавания обсуждалась в правительственных и военных кругах России ещё в XVII-XIX веках. Многие изобретатели предлагали свои проекты, и некоторые из них были реализованы. Так, в 1879-1881 годах по проекту Джевецкого были построены 50 подводных кораблей. Эти лодки приводились в движение мускульной силой гребца и предназначались для защиты приморских крепостей.
В декабре 1900 года специальная комиссия начала разработку проекта первого боевого подводного корабля, который получил название «Миноносец». Однако в 1904 году он был переименован в «Дельфин».
В марте 1906 года был утверждён новый корабельный регламент, в который были включены подводные лодки как корабли третьего и четвёртого ранга.
В годы Великой Отечественной войны советские подводные лодки нанесли значительный ущерб фашистскому флоту, потопив 35% всех боевых кораблей и транспортов противника.
В советское время были созданы подводные лодки, которые стали мировыми рекордсменами: самая большая лодка — «Акула» с водоизмещением 48 000 тонн, самая скоростная — «Анчар» с максимальной скоростью 44,7 узлов, самая глубоководная — «Плавник» с глубиной погружения до 1 250 метров, а также скоростные и манёвренные подводные истребители «Лира».
В настоящее время на вооружении Военно-морского флота России находятся подводные лодки тринадцати проектов. 19 марта отмечается в России как День моряка-подводника ВМФ.