• donskayagazeta@tularegion.org
  • 301760, Тульская область, г. Донской,
    мкр. Центральный, ул. Заводская, д. 2 а.
  • +7 (48746) 5-47-61
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 

 


 

 

 


 

 

 


2024-02-12 14:44:35

Стала известна методика развития у школьников критического мышления

Стала известна методика развития у школьников критического мышления
Фото: ИА Регион 71

Современность подарила нам не только соцсети, интернет-СМИ и мессенджеры, но и массой информации. Крайне важно не утонуть в этом море, где на первый взгляд сложно отличить правду от фейков.

Особенно уязвимы дети. У них еще не сформировано критическое мышление, которое позволяет отделять «зерна от плевелов» - правдивую информацию от подложной. Методист по социально-эмоциональному обучению онлайн-школы Skysmart Мария Кравцова объяснила, как именно следует развивать критический тип мышления у школьников.

До возраста в 4-5 лет дети внушаемы и безоговорочно верят всему, что слышат. Так родителям проще оберегать их от опасностей. Но маленькие дети быстро растут, их мир расширяется, и критическое мышление становится крайне важным умением, благодаря которому они смогут ориентироваться в информационном море без вреда для себя и окружающих.

Мыслить критически – это умение здраво оценивать свои выгоды и риски; смотреть на любую ситуацию с разных сторон; искать и анализировать информацию; отличать надежные источники от ненадежных; аргументировать свою позицию; взвешивать "за" и "против"; оценивать последствия поступков. И это умение вполне доступно детям уже с 7 лет. Необходимо лишь научить их независимому суждению. И тогда, как сказала Мария Кравцова, к 12-15 годам ребенок без труда будет рассуждать здраво и делать выводы на основе фактов.

Дети, которые умеют критически мыслить, лучше учатся и чаще достигают поставленных целей. Такое мышление позволяет им глубже понимать мир и свое место в нем, быть наблюдательными и непредвзятыми. Пожалуй, подобный навык совершенно не лишний и для нынешних взрослых.

Чтобы развить критическое мышление у детей. нужно придерживаться определенной техники. Нужно задавать детям вопросы. Простые - кто? что? когда? где? - не требуют развернутого ответа и служат для сбора фактов. А вот сложные "что, если?..", "почему?", "в чем разница?" - требуют анализа и размышлений, позволяют копнуть в тему глубже, тренируют умение рассуждать, обосновывать свое мнение, задумываться о своем отношении к людям и вещам.

Также следует уметь приводить разумные доводы - одну из основ критического мышления. Чтобы освоить этот навык, школьник должен видеть, что взрослые тоже им пользуются.

Анализ информации позволяет делать выводы на ее основе, и этому также можно учить детей. Пусть они выдвигают собственные идеи и теории по поводу всего, что видят и слышат.

Ошибки – тоже важная часть обучения. К сожалению, взрослые часто считают, что за промахи нужно ругать. Но ребенок, который боится наказания за малейшую ошибку, склонен не проявлять инициативу вообще. Страх наказания отбивает всякую охоту мыслить самостоятельно, и уж тем более – критически. Вместо наказания нужно подчеркнуть успехи и показать, что нужно сделать, чтобы стать еще лучше.

Никогда не стоит отмахиваться от детских вопросов. Ответьте настолько подробно, насколько это возможно в вашем случае. А если не знаете, что ответить – можно вместе с ребенком поискать информацию в сети Интернет. А еще крайне важно играть с детьми. Хорошие познавательные игры тоже формируют навыки критического мышления.

По материалам «Российской газеты».


  ∧