62 года назад был учрежден День следственных органов МВД

Фото: ИА Регион 71
6 апреля – дата, имеющая особое значение для сотрудников следственных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации. Этот день отмечается как профессиональный праздник, хотя и не имеет официального статуса на федеральном уровне.
Его истоки уходят в далекий 1963 год, когда Указом Президиума Верховного Совета СССР право производства предварительного следствия было передано Министерству охраны общественного порядка, позже переименованному в Министерство внутренних дел СССР. Именно это событие, запечатленное в истории 6 апреля, стало отправной точкой для официального функционирования следственного аппарата в системе органов внутренних дел. После распада Советского Союза традиция празднования Дня следователя сохранилась в России, подчеркивая важность и преемственность профессии, несмотря на отсутствие официального закрепления данной даты на государственном уровне.
Однако история становления и развития следственных органов МВД России гораздо богаче и глубже, чем просто один указ 1963 года. Фактически, необходимость в специализированном следственном аппарате, тесно взаимодействующем с органами внутренних дел, диктовалась практическими потребностями борьбы с преступностью. Десятилетиями формировались эффективные структуры, оттачивались методы работы, вырабатывался оптимальный стиль взаимодействия между разными подразделениями. За 40 лет, предшествовавших 1963 году, система предварительного следствия МВД прошла путь от формирования до стабилизации и обретения определенных контуров. Сам процесс ее становления представлял собой длительный и сложный этап, позволивший накопленный опыт и развить высокую эффективность.
Корни же современной системы предварительного следствия уходят гораздо дальше, вглубь российской истории. Законные основы процессуальной самостоятельности следователя были заложены еще в 1864 году с принятием Устава уголовного судопроизводства. Именно этот документ закрепил основные принципы деятельности следователя как независимого участника уголовного процесса, принципы, которые в той или иной форме прослеживаются во всех последующих уголовно-процессуальных законах России.
Однако, путь к современной модели был извилист и неоднозначен. Первая значительная реформа произошла в 1922 году с принятием Уголовно-процессуального кодекса РСФСР. В рамках этой реформы весь следственный аппарат был централизованно переведен в систему органов юстиции, а в уголовном розыске следственные функции были упразднены. Параллельно с этим расширялась компетенция органов дознания. Наглядное различие в компетенции подчеркивает количество статей Уголовного кодекса, по которым велось расследование: 60 — для следователей и 89 — для органов дознания. Такое распределение показывает начальный этап разделения функций, который будет развиваться и изменяться в последующие годы. Уже в 1928 году постановлением ВЦИК и СНК РСФСР следственный аппарат был переподчинен прокуратуре.
В 1929 году были приняты дополнительные решения, которые снова изменили структуру и подчиненность следственных органов. Эти изменения свидетельствуют о постоянном поиске оптимальной модели организации следственной деятельности, направленной на повышение эффективности борьбы с преступностью. Каждая реорганизация имела свои цели и задачи, которые диктовались конкретной политической и социально-экономической ситуацией в стране. Анализ этих изменений позволяет проследить эволюцию следственного аппарата, выявляя его сильные и слабые стороны на разных этапах развития. В целом, история развития следственных органов МВД России представляет собой увлекательную и познавательную хронику борьбы с преступностью, отражающую изменения в обществе и государственном устройстве страны. Каждый из этапов имел свое значение, внося свой вклад в формирование современной системы предварительного следствия.