Школа: обучение для всех без исключения

Фото: Донская газета
Право каждого гражданина Российской Федерации на получение образования закреплено в нашем законе. И помешать учебе ребенка не может и не должно ничто. Даже инвалидность.
Дети, у которых есть проблемы со здоровьем, имеют точно такое же право на получение образования, что и их сверстники. Болезни бывают разными: одни не мешают посещать школу и присутствовать на уроках, а другие не позволят ребенку подняться выше первого этажа. Но школа к этому готова.
В классе и дома
Директор гимназии № 20 Владислав Родионов рассказал о том, как образовательное учреждение принимает участие в программе «Доступная среда».
– В гимназии обучаются пятеро детей с инвалидностью, – сказал он. – Двое с сахарным диабетом и один ребенок с множеством перенесенных операций на внутренних органах в особых условиях обучения не нуждаются. Они сидят за такими же партами, что и их одноклассники, свободно читают те же книги – словом, здесь препятствий к получению знаний нет. Но двое других ребят имеют проблемы с опорно-двигательным аппаратом. По медицинскому заключению один из таких детей обучается на дому, так как заболевание достаточно серьезное. Второй ребенок с нетяжелой формой заболевания опорно-двигательного аппарата считает, что он такой же, как все, и учится вместе с ребятами в очном режиме. И тем не менее в гимназии № 20 созданы определенные условия для того, чтобы дети с некоторыми видами инвалидности могли очно посещать занятия.
Что сделано
Так, в гимназии оборудованы не только пандусы для въезда колясок, но и специализированный туалет для детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Он снабжен дистанционным пультом, которым ученик с инвалидностью может воспользоваться в экстренной ситуации: если он нажмет кнопку, на табло в фойе появится сообщение.
Также в одном из кабинетов установлено автоматизированное рабочее место для ученика с инвалидностью. Это стол, высота которого может регулироваться, а столешница – изменять угол наклона. Также это место снабжено индивидуальным освещением и компьютером-моноблоком с сенсорным экраном.
– Поверхность столешницы разлинована и покрыта пленкой: то есть ребенок может писать и рисовать на ней маркером, – пояснил Владислав Родионов. – Потом написанное можно стереть. В выемки на столе прекрасно размещаются письменные принадлежности. Моноблок установлен на специальной стойке, он может вращаться в разные стороны – фактически как большой планшет.
Помимо этого оборудования, гимназией был закуплен один видеоувеличитель, чтобы ребенок с ослабленным зрением с его помощью мог читать учебники и художественную литературу. Имеется также индукционная петля, призванная усиливать звук для детей с ослабленным слухом, которые пользуются слуховыми аппаратами.
– Пока все это не востребовано ввиду отсутствия на очной форме обучения детей с соответствующими ограничениями здоровья, – продолжал директор. – Но если на обучение придет, к примеру, несовершеннолетний с ослабленным зрением, он сможет воспользоваться увеличителем. Ребенок с проблемами опорно-двигательного аппарата, к сожалению, сможет обучаться у нас только в начальных классах, поскольку подняться на второй и третий этаж ему пока не на чем. А там расположены кабинеты физики, биологии, других предметов… Возможно, если у нас появится специализированный подъемник, это станет возможным.
Гимназия № 20, как и другие школы города, не является специализированным учебным учреждением для инвалидов, но программа «Доступная среда» позволяет детям с подобными особенностями здоровья обучаться наравне со всеми. И зачастую ребята, имеющие инвалидность, учатся прилежнее прочих, так как понимают, что знания – это их билет в нормальную жизнь. В школах Донского делается все, чтобы дать им возможность реализовать себя – сначала в учебе, а затем, во взрослой жизни и в работе, которая им будет по силам.
Елена Спесивцева