Осознание своего призвания

Фото: Донская газета
Когда-то в старину сын, к примеру, шорника непременно наследовал дело отца. Варианты, конечно, были – записаться в солдаты или связать свою жизнь с церковью. Однако только в последнее столетие сама жизнь переломила эту «сословность» в профессиях.
Преподаватель физики в гимназии № 20 Олег Петрунин – сын водителя. Однако, по его словам, хоть и помогал отцу, когда тот ремонтировал автобус, но особенного влечения к технике за собой не замечал. Учителем он стал, буквально в последний момент решив подавать документы в пединститут.
Нелегкий путь
Хотя его детство прошло в селе Люторичи, родился Олег Петрунин довольно далеко от Тульской области. Его родители уехали на стройку в Тувинскую АССР, где он впервые увидел свет.
– Первые четыре года жизни я провел там. Конечно, толком ничего об этом не помню. Но у меня советские детство и юношество. За плечами служба в армии. А развал СССР пришелся уже на начало моей педагогической деятельности, – рассказал он о себе. – Учился я в Тульском пединституте. После распределения попал в родную школу № 10 в селе Люторичи, где работал по своей основной специализации – учителем математики. И с первого года у меня отмечалась колоссальная нагрузка. Было очень сложно одновременно и войти в профессию, и проводить сразу много уроков.
Работать Олегу пришлось на две ставки, готовить множество материалов к урокам и проверять задания учеников. Совершенно нормальным было засидеться над тетрадками за полночь. Но родные школьные стены не помогали.
– Я по-прежнему чувствовал себя учеником, – признался преподаватель. –
Во мне не видели учителя. Потому решил попытать счастья в другой школе, набраться опыта самостоятельной работы. Обратился в комитет по образованию, и ему пообещали место в школе № 2. Но так вышло, что вакансия уже оказалась закрытой.
Поиски преподавательской работы привели его в Северо-Задонск, в школу № 5 на место учителя физики. Приняли Олега очень хорошо. Одно было плохо: приходилось ездить из Донского в Северо-Задонск, тогда еще бывший отдельной административной единицей.
– Там я проработал с 1991 по 1995 годы, – вспоминал он. – Получил в этой школе богатейший опыт самостоятельной педагогической деятельности, состоялся как учитель. Было много работы, уроков, поиска, разработки новых форм проведения занятий, методик, подготовки учеников к олимпиадам. Это очень интересная школа с богатой историей и традициями, своеобразный коллектив. Было с кем общаться, набираться опыта.
В 1995 году в гимназии № 20 возникла вакансия учителя физики, и Олег – не без сожаления – согласился на перевод. Все-таки он жил в микрорайоне Центральном и возможность работать рядом с домом оставляла больше времени на продуктивную подготовку к занятиям. И с тех пор он остается бессменным преподавателем такого непростого предмета, как физика, на одном месте – в гимназии № 20.
«Списываем?»
– Дети всегда были разными, – рассказал Олег Петрунин. – Есть ребята ответственные и ориентированные на хорошую учебу, но бывают и такие, кому физика не интересна. В отдельные годы подбирается сильный класс, и тогда можно добиваться самых высоких результатов. В таких классах более слабые ученики подтягиваются за сильными, но и для сильных есть стимул постоянно расти над собой.
Физику в школах начинают изучать с 7 класса. К этому времени ученики уже получают базовые знания, которые позволяют им приступить к изучению законов, по которым живет сама природа. А в 10 и 11 классах ребята понимают, что их целью является высшее образование, и потому стараются изучать физику более углубленно.
– На мой взгляд, математическая подготовка детей в последнее время несколько ослабла, – сказал учитель. – Школьники часто идут «по пути наименьшего сопротивления», предпочитая искать готовые решения в интернете или пользуясь калькулятором. Впрочем, даже если ученик находит «решает» задачку в сети, то и в этом нет большой беды, если он поймет путь самого решения, как к нему прийти. И тогда он не «засыплется» на уроке, если его вызвать к доске и спросить об этом. А простое механическое списывание знаний не добавляет, оно только вредит.
Учительская семья
– Мы с супругой учились вместе, на одном факультете. Закончили институт одновременно. И у нее, и у меня основная специальность математика и дополнительная – физика, – рассказал Олег Петрунин. – Мы поженились осенью, в солнечный сентябрьский день. Когда решали, где будем жить, пришли к мнению, что лучшим выбором станет Донской – хотя моя жена родом из Суворовского района.
Долгие годы супруга Олега работала в Донском колледже информационных технологий, и лишь год назад перешла в школу № 3. И их дочь – учительница географии, химии и биологии.
– В моей семье все были людьми физического труда. Мама работала на обувной фабрике, отец был водителем. Он и представить не мог, что однажды я стану преподавателем, – признался Олег. – Для него это было большим сюрпризом, что я решил идти учиться в Тульский Государственный педагогический институт. Но я чувствовал, что мое место не за баранкой автобуса. Правда, еще не понимал, где именно. Знал только, где я не смогу быть самим собой. Осознание призвания пришло позднее.
Елена Горелик