Учитель! Сколько нужно любви и огня!

Фото предоставлены Полиной Козловой
В 1970-е годы я работала учителем русского языка и литературы в средней школе № 20. Школа была новая, большая, красивая. Просторные классные комнаты, распахнутые по обеим сторонам лестницы, рекреации, актовый и спортивный залы, уютный вестибюль, учительская – все для планомерной работы учителей и успешной учебы детей и подростков. Расположенный над широкой лестницей лозунг «Учиться, учиться и учиться» звал учеников и педагогов к большим свершениям.
Школа в своей работе шла в ногу со временем. Уже тогда функционировала кабинетная система: кабинеты математики, русского языка и литературы, физики, химии, биологии, истории и т. д.
Классные комнаты располагались на втором и третьем этажах каждый под своим номером. Я заведовала кабинетом русского языка и литературы под № 18. А для учащихся начальных классов классные комнаты для удобства ребят находились на первом этаже. Расписание уроков составляли заместители директора Людмила Григорьевна Яцута и Евгения Алексеевна Левкова. В школе было организовано горячее питание, столь необходимое для здоровья детей.
Школа считалась одной из лучших в городе Донском. И это было естественным – педагогический состав был очень сильным.
Учитель химии Тамара Григорьевна Гостевская, учитель географии Мария Павловна Хорева, учителя иностранных языков Майя Васильевна Павликова, Раиса Яковлевна Соколова, Бэлла Давыдовна Бураковская, учителя русского языка и литературы Екатерина Федоровна Мариничева м Валентина Яковлевна Молчанова, учителя трудового обучения Лев Алексеевич и Юрий Алексеевич Потоцкие, Владимир Семенович Деревяшкин, учителя начальных классов Валентина Евгеньевна Реброва, Варвара Григорьевна Баркова и другие составляли престиж школы. Не отставали от них и мы, молодые педагоги: Нина Ивановна Крутова, Валентина Ивановна Маркова, Тамара Николаевна Шулаева, Раиса Дмитриевна Сложеникина, Полина Николаевна Козлова, Нина Алексеевна Антипова, Анна Николаевна Фролова.
Были среди нас и легенды школы. Это учитель математики Раиса Степановна Луничева и учитель истории Фаина Александровна Полосина, удостоенная ордена Дружбы народов. Всем коллективом руководил также легендарный директор школы Владимир Александрович Попов. Строгий, эрудированный, внимательный, он вел школу к все новым достижениям. Владимир Александрович был уважаем среди коллег школы и города.
В школе функционировали секции по предметам. Я была руководителем секции учителей русского языка и литературы. Я основательно готовилась к этим занятиям, чтобы они были интересны коллегам, передо мной находились мастера своего дела. Мы разнообразили свои уроки, чтобы они запомнились ученикам. Я, например, на уроках литературы показывала редкие портреты писателей, иллюстрации разных художников к изучаемым произведениям, применяла проигрыватель, киноаппарат. Однажды мы с ребятами поставили сцену из пьесы А. Островского «Снегурочка». При подготовке этой сцены произошел забавный эпизод, но он показывал ответственное отношение ребят к делу.
Перед репетицией ко мне быстро подошла одна ученица и взволнованно произнесла: «Полина Николаевна, Купава (героиня пьесы) заболела. Ее озабоченность была очень трогательной. Но все прошло хорошо. Девочка выздоровела, и ребята самозабвенно учили роли, репетировали, все было для них новым и интересным.
Большую воспитательную работу в школе проводили старшие пионерские вожатые. Надежда Федоровна Королева и Татьяна Николаевна Батова. У ребят была своя пионерская комната, куда они с удовольствием заходили на переменах, отдавая салют и получая ответный салют. Ребята всегда помнили, что «пионер» – всем ребятам пример» и с гордостью носили пионерский галстук. Внеклассная работа в школе была интересной, значительной, воспитывающей.
Пионерские сборы, классные часы по разнообразной тематике, сбор металлолома и макулатуры, смотры, конкурсы – все это объединяло школьников, прививало любовь к Родине. Лучшие всегда отличались и по учебе, и по работе. Например, первый ряд учеников отличился за неделю в учебе, а также в сборе макулатуры – получите флажок. Его отправили на первую парту ряда. И ребят такое внимание взрослых воодушевляло на дальнейшую работу.
Запомнились некоторые мероприятия. К проводимому смотру строя и песни каждый класс всегда увлеченно готовился, выбирал полюбившуюся песню и отрабатывал строевой шаг, хорошее исполнение песни. Репетиции проводил классный руководитель со своими ребятами.
Ученики выбрали песню «Наша служба и опасна, и трудна» – милиционеры, «Солдат» всегда солдат», – воины Советской Армии и т. д. Мы со своим классом подготовили тогда новую песню «Тульские улицы». Строй, чеканя шаг, шел по залу и пел:
«Шли в ополченье одна за другой
Улица Курковая, улица Штыковая
И Пороховая, и Патронная,
Дульная, Ствольная, Арсенальная –
Улица любая оборонная».
Ребята нашего класса были ополченцами.
Яркая маршеобразная песня понравилась всем. Владимир Александрович подошел ко мне и сказал: «Какая хорошая песня! И где вы только нашли ее?»
Он предложил спеть ее на городском смотре художественной самодеятельности. Учитель пения Сергей Петрович Селезнев подготовил эту песню с руководимым им школьным хором и на смотре со сцены звучало мощное:
«Тула веками оружие ковала,
Стала похожа сама на ружье…»
Вспоминается, как мы с классом ездили в Калугу, где посетили музей космонавтики им. Э.К. Циолковского. Увидели много экспонатов, в том числе капсулу, в которой приземлился первый космонавт Ю.А. Гагарин. Видели на крутом берегу ракету, установленную на специальной площадке. Рассматривали ее, задрав голову, впечатлились ее размерами. Потом ездили в Москву на Бородинскую панораму. Экскурсовод рассказала нам много интересного. В оставшееся до отправления поезда время погуляли по улицам столицы, зашли в Театральный музей, который был расположен недалеко от Павелецкого вокзала.
Многие ребята были в Москве впервые, и эта поездка запомнилась всем надолго.
Выпустив свой 10б, я получила классное руководство в другом классе. Мы с ребятами подружились.
В конце учебного года мы с учителем Тамарой Николаевной Шулаевой ходили со своими классами в однодневный поход на Иван-озеро.
Перед началом строительства Беломорско-Балтийского канала Петр Первый лично осматривал это озеро. В таком уникальном по-своему месте мы тогда побывали.
Ребята с интересом и удовольствием заходили в воды Иван-озера, поднимались на вышку. Конечно, ребятам очень понравился этот поход, и они потом вспоминали о нем в своих разговорах.
Наша школа всегда участвовала в демонстрациях, и каждый раз учителя придумывали что-нибудь новое при оформлении колонны.
Учителя в школы не только хорошо работали, но и умели всем коллективом весело отдохнуть. По большим праздникам собирались в актовом зале за столом, поздравляли друг друга, желали дальнейших успехов в работе. Потом танцевали под любимые песни или дружно пели их. Помню, как увлеченно пели новую детскую из мультфильма про Чебурашку:
«Пусть бегут неуклюже
Пешеходы по лужам»
Владимир Александрович впервые именно от нас услышал эту песню и с довольной улыбкой слушал ее.
Были среди нас и особые танцоры. Мы всегда ждали, когда на круг выйдет Раиса Степановна Лунчева. В это время мы не танцевали – все взгляды были устремлены на нее. Раиса Степановна профессионально плясала «Русского». Она то шла в пляске по кругу, то била дроби. Это было просто загляденье! А молодой педагог Нина Ивановна Крутова хорошо пела. Например, она запевала: «На позиции девушка провожала бойца», а мы внимательно слушали ее. И как это у нее ладно и красиво получалось! Потом пели песни все вместе.
Как-то всем коллективом съездили на спектакль в Тульский драматический театр, отдельными группами посещали Тульский цирк.
Рассказ о моих коллегах хочу закончить словами известной песни:
«Учитель!
Сколько надо любви и огня,
Чтобы слушали, чтобы верили,
Чтобы помнили люди меня!».
С праздником!
Полина Николаевна Козлова
Ветеран педагогического труда
Фоторепортаж