Донские казаки достойно представляют свое сословие

Фото предоставлено Владимиром Маевским
Более шести столетий назад отгремело Мамаево побоище. Случилось оно неподалеку от нас, всего каких-то 60 километров отделяют Донской от исторического места – Куликова поля.
Но не только страна, которую мы знаем, берет свой исток на тульской земле. Здесь, в верховьях Дона, на пограничье между Рязанским и Московским княжеством, и их обоих с Диким полем начала складываться общность, которую назвали казаками.
Праздник на Красном холме
В 2030 году в России будут широко отмечать 650-летие Куликовской битвы. Об этом уже говорят, готовятся. Будут приводить в порядок те из исторических объектов, которые в этом нуждаются. Пока на Куликовом поле отметили 643-ю годовщину исторического события, сыгравшего в судьбе России одну из главных ролей.
На Красный холм приехали гости со всей страны, в том числе и реконструкторы, которые старались максимально точно воспроизвести одежду, вооружение и снаряжение воинов XIV века. Они провели театрализованное представление сражения русской и татарской ратей.
Посмотреть на все это съехалось множество людей, а где массовые гуляния, там нужна охрана правопорядка. И сотрудники МВД России по Тульской области обратились за помощью к казакам. Получили такой запрос и представители станицы «Исток – Донская» из Новомосковска, и дончане.
– Мы поехали на Куликово поле с супругой, – рассказал атаман казачества города Донского Владимир Маевский. – Вначале у нас был крестный ход, в котором прибывшие туда казаки приняли участие. А затем следили за порядком. Рад отметить, что за все время нашего дежурства не случилось ни одного эксцесса. Наоборот, все люди на Красном холме были радостными, в приподнятом настроении.
Более всего ему запомнился именно крестный ход, где казаки прошли с хоругвями – в память обо всех воинах России, павших за Отечество. Казаки из Донского и Новомосковска прошли совместно, под духовным водительством отца Владимира из храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость».
Духовность и самообразование
Отношение к вере у казаков в наше время очень трепетное. Оно тоже идет из давних времен, хотя вплоть до конца XVII века донцы принимали в свое сообщество людей разных исповеданий. В отличие от запорожцев, требовавших непременного перехода в православие, донские еще какое-то время хранили веротерпимость. Помимо православных, делившихся на «никониан» и «старообрядцев», были известны казаки-лютеране, казаки-католики, казаки-мусульмане и даже казаки-иудеи. Если первые были в основном иностранцами, то последние – жители низовья Дона, потомки древних хазар, принявшие казачий образ жизни. Лишь в XVIII столетии донцы, успевшие как следует повоевать не со степными племенами, а с регулярной османской армией, окончательно пришли к «общему знаменателю», решив всем сообществом стать православными, и с тех пор хранят эту традицию.
– Мне, например, никто не рассказывал об истории казачества, – признался Владимир Маевский. – Постигал все сам, по книгам, статьям, собирал информацию буквально по крупицам. Честное слово, я даже не знал, что слово «казак» – тюркского происхождения.
Так и есть: это слово прослеживается в нашей истории именно с XIV столетия – со времен Куликовской битвы, когда разваливалась под напором «замятни» Золотая Орда. Ответом нарождающейся русской общности на набеги «неподконтрольных» татар стало появление вольных отрядов, промышлявших на порубежье. Историки предполагают, что основой их стали все же славяне, населявшие эти края, однако они охотно принимали в свои ряды и умелых воинов из других народов. Особенно – из …тех же татар. В те времена ислам еще не окончательно утвердился среди ордынцев и бывало, что они переходили в христианство и шли на службу к русским князьям. А некоторые примыкали к «вольным людям», называя их тюркским прозванием – «казаки». Что в переводе означало то же самое.
– А уже после Куликовской битвы стали известны «казацы во языцех», – продолжал атаман казачества города Донского. – Долгое время они делились на «вольных» и «служилых», пока служить не стали все, превратившись в воинское сословие.
Именно с верховьев Дона казачество стало распространяться по России, словно раздвигая ее границы. Но, как сказал Владимир Маевский, любая река начинается с истока. Как Дон берет начало из-под известного всем новомосковцам и дончанам камня, так и российское казачество вышло с тульской земли, с тех мест, где некогда пролегала граница старой Руси.
Елена Спесивцева