Важно знать свои права и обязанности

Фото: Донская газета
Существует такое присловье: «Незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение». Но есть и другая сторона медали: знание закона позволяет гражданам четко осознавать «поле возможностей», которое он им предоставляет.
Чем раньше человек начинает постигать законы общества, в котором живет, тем лучше он в них ориентируется впоследствии и тем более защищенным является в правовом смысле. Оттого самые первые уроки, касающиеся законов общества, юные дончане получают уже в школе.
Знание – сила
Екатерина Коноплина преподает 11 классу право в школе № 3 имени З.Х. Страховой первый год. Основными ее предметами являются история и обществознание, однако связь между всеми тремя дисциплинами – самая прямая.
– Начать следует с того, что важнейшим показателем правового государства и равенства всех перед законом является знание своих прав, – сказала она. – Они прежде всего касаются человека, гражданина. В современном обществе знание правовых норм – важнейший компонент гражданской культуры, неотъемлемая часть образования каждого.
Как рассказала молодой преподаватель, право – это направление на формирование базовых знаний об основных принципах и структурах государства. А в расширенном смысле это то, что связано с личностью, самим гражданином. Право дети изучают в с 7 класса на уроках обществознания.
– Именно тогда школьники начинают постигать основы права, чтобы впоследствии знать его принципы и, как следствие, иметь представление о своих правах, – отметила Екатерина. – Начиная с 10 класса предмет помогает ученикам формировать более правильное отношение к закону, воспитывает гражданскую ответственность, формирует правовую культуру. Я отношусь к этому предмету с трепетом, ведь конституция – это главный закон нашей страны. И во второй ее главе описаны права и обязанности человека и гражданина.
Именно с понимания гражданских прав и обязанностей начинается знакомство семиклассников с основным законом России. И чтобы дети лучше усвоили предмет, Екатерина применяет на уроках свои методики преподавания.
– Чтобы мой урок был интересным, я использую мотивирующие игры, – рассказала учительница. – Они обеспечивают эмоциональное воздействие на учащихся, активизирует резервные возможности личности, облегчает получение и закрепление новых знаний. К примеру, одна из игр – это «немая сценка». Одна группа ребят представляет в лицах некий правовой сюжет, а вторая должна его разгадать. Другая игра позволяет школьнику побыть в должности судьи, которому предстоит вынести решение по тому или иному правовому вопросу.
Разные аспекты
Дети любят играть, потому знания, полученные во время таких уроков, откладываются в их памяти скорее, чем просто прочитанное в учебнике. Однако закон регулирует не только отношения между государством и человеком, но и людей между собой. Благодаря праву дети не только познают, какие существуют законы, но и какими из положений права можно руководствоваться в отношениях между людьми.
– Школьники с первых уроков узнают, к кому нужно обратиться, если кто-то нарушит их права, – рассказала Екатерина Коноплина. –
Уже в 7 классе затрагивается тема прав ребенка, что это такое, где их можно прочесть. Дети как раз узнают, какими правами обладают, какие из них есть у родителей и учителей. Я разъясняю им, почему у школьников их возраста прав меньше, чем у взрослых, и они совершенно правильно отвечают: «Потому что мы еще маленькие». Тогда я объясняю им, что они сами растут, а вместе с ними будут расти и их права.
А в старших классах уроки права затрагивают еще и обязанности, возложенные на гражданина законами страны. И это, по словам Екатерины, один из аспектов, о которых современные школьники порой забывают.
– Нужно отчетливо помнить: права отдельно взятого человека заканчиваются там, где начинаются права другого, – сказала она. – В противном случае осознание своих прав без понятия об обязанностях может породить ложное чувство вседозволенности.
Права и обязанности уравновешивают друг друга, помогают школьнику выйти в мир взрослых людей грамотной, всесторонне развитой и «подкованной» личностью.
Помните детский стишок Владимира Маяковского: «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: «Что такое хорошо, что такое плохо?» Именно так, с ответа на этот вопрос, начинает закладываться в ребенке понятие о правах, обязанностях и ответственности. Позднее, на уроках истории, обществознания и права, ученик узнает многое об основном законе страны – том базисе, которым он будет руководствоваться всю свою сознательную жизнь.
– Понимание, что закон – не пустое сотрясение воздуха, а реальный инструмент, который защищает интересы людей – помогает школьникам быть в дальнейшей жизни грамотными и активными гражданами, уважающими права других, –
добавила в завершение беседы Екатерина. – Однако самой распространенной их ошибкой является то, что они часто забывают об обязанностях. На своих уроках я стараюсь это понимание им привить. Только тогда они смогут правильно ориентироваться в нашем обществе.
Елена Спесивцева