Школьники осваивают теорию и практику на случай ЧС

Фото: "Донская газета"
Трагедия, случившаяся в ТЦ «Крокус», к сожалению, показала невысокую готовность наших граждан к подобным чрезвычайным происшествиям. Потому так важно, чтобы школьники осваивали не только теорию, но и проводили практические занятия.
Что это означает в современных реалиях? Все очень просто: на занятия к девятиклассникам приглашают их товарищей по школе, исполняющих роли террористов и спецназовцев. В этом случае обстановка на уроке приближена к реальности.
Сценарий
«Легенда» занятия, которое прошло в кабинете ОБЖ школы № 3 имени Л.Н. Страховой, была такова: во время урока в кабинет врываются четверо «террористов» в масках и берут учащихся в заложники. Далее школьники должны были продемонстрировать себе и товарищам возможные ошибки, которые обычно совершают попавшие в подобную ситуацию люди.
Затем по сценарию кабинет взяли штурмом «спецназовцы». Также в лицах были разыграны и разобраны ситуации, когда сами граждане могут по незнанию создать препятствия для освобождения или невольно помочь преступникам. После этого учительница поблагодарила учащихся, игравших роли «террористов» и «спецназовцев», а девятиклассники начали разбор своего поведения во время «захвата заложников».
Как сказала преподаватель ОБЖ школы № 3 имени З.Х. Страховой Любовь Гусарова, практическое занятие помогает полученным ранее теоретическим знаниям закрепиться.
– Подобные уроки показывают, как необходимо действовать в той или иной ситуации, – сказала она. – Даже зная теорию и тему занятия, ребята все же растерялись, когда в класс вбежали наши «террористы». Потому проверка знаний на практике позволит им закрепить в памяти порядок действий.
Во время урока девятиклассники сформулировали основные правила поведения в ситуации «захват заложников»:
1. Нельзя криком привлекать к себе внимание террористов, пытаться с ними говорить, что-то спрашивать, так как это провоцирует их на насилие;
2. Нельзя совершать резкие движения и, тем более, пытаться нападать на вооруженных злоумышленников, так как в ответ они наверняка начнут стрелять.
3. Во время штурма захваченного школьного помещения заложники должны спрятаться под парты, чтобы не оказаться на линии огня.
4. Также во время штурма помещения нельзя выбегать навстречу спецназу, чтобы не создавать им помехи, а террористам не предоставлять «живой щит».
Главное – не паниковать
Помимо вышеперечисленного, девятиклассники вновь повторили усвоенное на предыдущих уроках ОБЖ, где разбирали некоторые тонкости поведения террористов. Существует мнение, что если те прячут лица, то не собираются сразу стрелять на поражение, а намерены захватить заложников и выдвигать какие-то требования. Однако и в этом случае, как подчеркнули школьники, не стоит провоцировать их на стрельбу.
Любовь Гусарова напомнила, что существует ситуация «стрелок в школе», и учащиеся повторили, что в этом случае следует делать. Первое – забаррикадироваться в классе. Второе, если это невозможно – попытаться эвакуироваться по безопасному пути. Если и такой вариант нереализуем, а стрелок уже буквально в дверях, то лишь в этом случае допускается оказание сопротивления, ведь, как правило, преступник не ждет атаки со стороны старшеклассников.
– Главное – не паниковать в любой обстановке, – подчеркнула Любовь Гусарова. – Холодная голова поможет остаться в живых в экстремальной обстановке.
Она добавила, что безоружному человеку в людном месте при виде приближающихся злоумышленников, в масках они или без, следует не только как можно скорее покинуть локацию, но и не пытаться подглядывать за ними из-за укрытия или снимать видео. Следует сообщить родным и близким, если они где-то поблизости, предупредить их. И обязательно позвонить в спецслужбы, рассказать им об увиденном.
– Практическое занятие показывает, готовы вы к подобной ситуации, или нет, – отметила преподаватель, завершая урок. – Если мы будем вести себя по правилам, то сможем спасти не только себя, но и окружающих.
Елена Спесивцева
Ярослав Рыжих, учащийся 9-в класса:
– Урок был для меня очень полезен, так как я усвоил, как можно противостоять террористам, что нужно делать во время захвата или минирования школы, как спасти свою жизнь.
Кира Горбачева, учащаяся 9-в класса:
– Мы разобрали ошибки, которые часто допускают неподготовленные люди во время атаки террористов. Например, если нападают, не надо кричать. Когда в помещение заходит ОМОН, нужно сразу прятаться под парту, чтобы в случае перестрелки в нас не попали, не нужно выбегать и задавать террористам вопросы.