• ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск

Поиск

2024-07-09 15:58:51 · Статьи

О! Мода! О том, как одевались советские девушки в 1950-1960-е годы

О! Мода! О том, как одевались советские девушки в 1950-1960-е годы
Фото: из архива Полины Козловой

  Великая Коко Шанель говорила, что глупо слепо следовать моде, нужно создавать свой стиль. И те, кто имел свой стиль, используя модные тенденции, всегда выглядели элегантно.

  В 1950 – 1960-е годы трудно было купить в магазине какую-то готовую вещь. Но мы не унывали. Все женщины в стране были рукодельными, все шили. У нас в бараке тоже были свои портнихи. Тетя Маруся Федотова обшивала всех своих пятерых детей: старшую дочь Аллочку, старшего сына Шурочку и далее Тонечку, Ниночку, Толечку. Вдова воспитывала детей одна и только так уменьшительно-ласкательно их называла. У нее на шее почти всегда висел портняжный сантиметр. Дети всегда были скромно, но красиво одеты. Моей старшей сестре Любе отец купил подольскую ручную швейную машинку. Помогал купить хороший товар его знакомый Никонов, который сказал: "Это хорошая машинка, я и ремень на ней прошивал. Все отлично". Люба поступила на платные полугодовые курсы кройки и шитья, которые были организованы во Дворце шахтеров города Сталиногорска, где мы жили. Эти курсы посещали многие женщины города. Она прекрасно научилась шить. Ровная строчка, красивая отделка, безукоризненный крой и пошив – из -под ее рук выходило готовое изделие высшего класса. Благодаря ее мастерству я всегда была модно одета. Индпошив – это великое дело. Люба шила на всю нашу семью.

Как-то я прочитала такое определение: "Человек хорошо одет тогда, когда на его одежду не обращаешь внимания".

Тканей в магазине было много: различная расцветка, фактура, ширина; ткани шелковые, штапельные, ситцевые, шерстяные – выбирай на любой вкус. Потом ткани стали продавать в рассрочку – стало легче их приобретать.

  В киосках "Союзпечать" продавалось множество журналов мод. Люба их покупала, а также выписывала журналы "Книга – почтой". Такие журналы выпускал ГУМ (Государственный универсальный магазин), и все модели были с чертежами кроя. А в журналах "Работница" и "Крестьянка" чертежи печатались в натуральную величину. Это очень облегчало работу любой портнихи. Наша учительница немецкого языка Валентина Николаевна Маркачева подарила мне целую кипу журналов "Frau von heute" ("Женщина сегодня"), и Люба по моделям. которые там помещались и тоже с чертежами кроя в натуральную величину, сшила мне очень красивую пижаму и повседневное летнее платье.

  Была в нашем бараке еще одна портниха – тетя Валя Крылова. Она специализировать по пошиву верхней одежды. Прекрасная была портниха! Мне она сшила на заказ осеннее пальто. Оно было бежевым в среднюю клеточку. Тетя Валя сама придумала к пальто фигурные накладные карманы. Эти карманы и обшлага рукавов она отделала темнее по цвету пуговицами, чем те, на которые застегивалось пальто, и значительно меньшими по размеру. Мы ей были очень благодарны за такое красивое пальто.

  Многие женщины. в том числе и у нас в бараке, вязали. Из простых белых ниток из-под крючка мастериц выходили разные узоры. Салфетки на полочки, подзоры к кроватям украшали все комнаты. Многие вышивали гладью и крестиком. Покупали нелиняющие нитки мулине и вышивали скатерти, дорожки на спинки диванов, думки (маленькие подушечки). Эти изделия были очень красивы.

 Некоторые хозяйки застилали кровати модными в ту пору каньевыми одеялами, которые были голубого, розового и белого цветов. От всего этого убранства комната становилась еще красивее и уютнее.

  В моду вошли ситцевые цветастые юбки, и девушки не преминули себе их сшить. Летние широкие юбки с новыми модными рисунками и красивыми орнаментами выглядели замечательно. Под юбку надевали нижнюю юбку, которую сильно крахмалили, и цветная юбочка стояла колоколом. А блузки были белыми с короткими, три четверти или длинными рукавами, Такой ансамбль выглядел очень красиво.

 Тут же вошли в моду юбки "бочонком". По линии талии спереди и сзади закладывались мягкие складки, а сама юбка была прямая. Великолепный вид! Широкими шили и летние платья из вошедших в моду штапельных или других тканей с различными декоративными рисунками. Штапельная ткань была мягкой, легкой, удобной и доступной по цене. Штапель очень полюбился советским женщинам и долго не выходил из моды. Правда, штапельная ткань сильно садилась при стирке. В наших газетах по этому поводу даже появились карикатуры: на одной из них – платье только что от портного – отлично выглядит, а на другой – героиня просто попала под дождь, платье намокло и село, стало коротким, узким, некрасивым, и под рисунком – выразительная подпись: "Штапель и несколько капель". Но женщины и здесь нашли выход из положения. Перед пошивом штапельную ткань замачивали в тазике с водой, ткань садилась, и после ее сушки можно было смело шить новое платье

  А какие прически были в моде в то время? На экраны нашей страны вышли французские фильмы "Бабетта" и "Бабетта идет на войну" с Брижит Бардо в главной роли. Прическа этой героини понравилась девушкам Советского Союза, и они захотели сделать такую же прическу себе. Она была высокая благодаря начесу, а с боков и сзади волосы убирались и закреплялись на затылке шпильками. Такая прическа украшала девушек, и "бабетта" держалась в моде долгие годы.

  Обувь имеет немаловажное значение в моде. Та же Шанель сказала: "Если женщина хорошо обута, значит, она хорошо одета".

С начала 1950-х и далее в 1960-х – 1970-х годах девушки с удовольствием носили туфли-лодочки, которые красиво сидели на женских ножках. Даже в одной из песен были такие слова: "У московской аэлиты туфли-лодочки в пыли". А потом появились туфли на шпильках, на тонком высоком каблуке, и девушки легко ходили на них.

  В эти же годы в моду вошли русские сапожки. В пору Ивана Грозного сапожки носили мужчины. Нам учительница в школе рассказывала, что каблуки были такие высокие, что между каблуком и подошвой проходило куриное яйцо.

  Через несколько столетий сапожки уже украшали ножки слабого пола. Сначала сапожки были высотой до половины голени и разнообразием цветов не отличались: черные, коричневые и серые. Но выглядели изящно.

  А потом... Высотой до колен и даже выше, узкие, свободные, обтягивающие ногу, сапоги-чулки и так далее и так далее. И целая гамма цветов. Но это были уже не русские сапожки. В итоге сапожки стали неотъемлемой частью женского туалета.

Мода отражает привычки, вкусы, каждого времени. Мода – это самовыражение.

  Вот такая была мода тех далеких лет, и молодежь следовала ей.

  В хорошей известной песне есть такой оптимистичный диалог:

 - Что же из этого следует?

 - Следует жить! Шить сарафаны и летние платья из ситца.

 - Вы полагаете, все это будет носиться?

 - Я полагаю, что все это следует шить!

   Моду игнорировать невозможно.

 

Полина Козлова