В сентябре 1935 года Сергей Прокофьев завершил работу над музыкой к балету «Ромео и Джульетта». 4 октября он исполнил своё творение на рояле в Бетховенском зале Большого театра. Однако Большой театр отказался от постановки балета, посчитав музыку слишком необычной для того времени. В 1937 году автор также получил отказ от Ленинградского хореографического училища.
Первая постановка балета состоялась в 1938 году в Оперном театре города Брно в Чехословакии. Балет состоял из одного действия, в основе которого лежали лирико-любовные сцены. В 1939 году Прокофьев дописал ещё несколько номеров, и 11 января 1940 года в Ленинграде, в Государственном театре оперы и балета им. Кирова, состоялось первое представление балета в СССР. Теперь это был балет в трёх действиях, тринадцати картинах, с прологом и эпилогом.
В партии Джульетты блистала выдающаяся балерина Галина Уланова. Образ шекспировской героини стал самой яркой и пронзительной краской в творческой палитре артистки. В Санкт-Петербурге на аллее героев Парка Победы установлен бронзовый бюст, запечатлевший Уланову в её прославленной роли.
Богатство шекспировских образов и глубина трагического конфликта обусловили широту симфонического развития в балете. Новаторская трактовка хореографии и музыки, яркость музыкальных характеристик позволили создать современные классические образцы жанра. Продолжая традиции балета, заложенные Петром Чайковским, Прокофьев создал шедевр, ставший гордостью советского искусства. Сергей Прокофьев по праву считается крупнейшим композитором XX столетия.