219 лет назад Александр I учредил музей в Московском Кремле

- 10.03.2025 08:51
- Фото: Елена Спесивцева
10 марта 1806 года по воле императора Александра I Оружейная палата, веками служившая прежде всего хранилищем царских сокровищ и оружия, обрела официальный статус музея. Это решение не было импульсивным, спонтанным актом; оно стало кульминацией длительного и сложного процесса трансформации, зародившегося еще в предшествующем XVIII веке.
До указа Александра I функции Оружейной палаты были многогранны и размыты. Она являлась не просто складом бесценных артефактов – короны, скипетры, драгоценности, оружие, предметы обихода царской семьи, иконы и многое другое, – но и, одновременно, действующей мастерской, где производился ремонт старых и изготовление новых предметов роскоши и парадного вооружения. Мастера Оружейной палаты, наследуя традиции веков, создавали произведения искусства, которые впоследствии пополняли и без того впечатляющую коллекцию.
В течение XVIII столетия постепенно происходила трансформация первоначального предназначения Палаты. Акцент неуклонно смещался от производственной деятельности в сторону хранения и демонстрации уже имеющихся артефактов, ценность которых, как историческая, так и художественная, становилась всё более очевидной. Царские регалии, уникальные ювелирные украшения, произведения искусства, представляющие различные эпохи и стили, накапливались, образуя коллекцию, которая уже тогда по праву могла считаться национальным достоянием. С каждым годом возрастало понимание того, что эти сокровища – не просто ценности, но и бесценный источник знаний о прошлом России, о её культуре, истории и искусстве.
Указ Александра I, утвердивший "Правила управления и сохранения в порядке и целости в Мастерской и Оружейной палате ценностей", стал законодательным актом, закрепившим новый статус Оружейной палаты как музея, открытого, хотя и в ограниченном формате, для публики. Эти правила детально регламентировали порядок хранения экспонатов, их учёта, демонстрации и, что особенно важно, доступ к ним. Впервые была официально поставлена задача не только бережного сохранения сокровищ, но и их систематического изучения и представления широкой публике, пусть и в рамках, существенно отличавшихся от современных музейных практик.