Ольга Кожина: Мы дарим ребенку возможность жить более полноценной и счастливой жизнью

Фото предоставлено Ольгой Кожиной
Развитие и формирование навыков самообслуживания у детей с особыми потребностями, безусловно, требуют терпения, последовательности и индивидуального подхода, но полученные результаты будут неоценимы.
Самостоятельность в бытовых вопросах – это не просто облегчение жизни для родителей и опекунов, это фундамент для чувства собственного достоинства, уверенности в себе и возможности полноценной интеграции в общество. Более подробно об этом нам расскажет социальный педагог Тульского областного центра реабилитации инвалидов в Донском Ольга Кожина.
– Расскажите, пожалуйста, почему формирование навыков самообслуживания так важно для детей с особыми потребностями?
– Развитие навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями – это важный шаг к их успешной интеграции в общество.
Навыки самообслуживания помогают ребенку чувствовать себя более уверенно и самостоятельно, снижают степень его зависимости от окружающих людей.
Кроме того, их формирование способствует развитию психических функций, познавательной деятельности и мотивации к труду.
– Ольга Викторовна, какие программы вы используете для развития навыков самообслуживания у детей?
– В нашем центре занятия социальных педагогов и воспитателей проводятся по программам «Я умею, я могу», «Я и мир вокруг». Они направлены на достижение максимальной самостоятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в повседневной жизни.
– Какие этапы включает в себя процесс формирования навыков самообслуживания?
– Он включает несколько стадий:
1. Освоение элементарных навыков.
2. Постепенное обучение всем аспектам действия.
3. Использование устной инструкции, которая помогает детям улучшить свои навыки.
– Какие конкретные навыки вы развиваете у детей на занятиях?
– Мы обучаем их навыкам умывания. Ребенок учится делать это вместе со взрослым, а затем самостоятельно. Формируем умения одеваться. Этот навык помогает ребенку чувствовать себя более уверенно и независимо. Для его освоения предлагается определенный алгоритм действий.
Приучаем к туалету: показываем, как использовать бумагу, спускать воду, надевать штанишки и мыть руки.
Немаловажную роль играет формирование навыков поддержания порядка в окружающей среде. Детей привлекают к элементарному хозяйственно-бытовому труду, например, к уборке игрушек после игр.
Кроме этого, мы обучаем культурному поведению и вежливым взаимоотношениям. Детей учат здороваться и прощаться, использовать слова, выражающие просьбу и благодарность. Также воспитывается заботливое обращение к окружающим и дружеские отношения друг к другу.
– Как формирование навыков самообслуживания влияет на развитие ребенка?
– Оно помогает лучше ориентироваться в окружающем мире, развивает речь малыша, мелкую моторику и зрительно-моторную координацию. Кроме того, это способствует развитию умения подражать, выполнять действия по словесной инструкции, ориентироваться на образец и соблюдать последовательность действий.
– Что вы считаете самым сложным в процессе обучения детей с особыми потребностями навыкам самообслуживания?
– Не сделать за ребенка то, что он должен выполнить сам. Важно дать ему возможность самостоятельно действовать, даже если это занимает много времени. Чем больше ребенок умеет делать сам, тем больше у него свободы, а значит, и достаточно времени остается на игры и другие полезные занятия.
Из моего опыта работы можно сделать вывод, что развитие навыков самообслуживания у детей с особыми потребностями – это важный и необходимый процесс. Он помогает им стать более самостоятельными, уверенными в себе и успешными в обществе.
В конечном итоге, наша цель – не просто научить ребенка одеваться, чистить зубы или есть самостоятельно. Мы стремимся помочь ему стать максимально независимым, уверенным в своих силах и способным реализовать свой потенциал. Вкладывая время и усилия в развитие навыков самообслуживания, мы дарим ребенку возможность жить более полноценной и счастливой жизнью, лучше ориентироваться в окружающем мире, развиваем его речь, мелкую моторику и зрительно-моторную координацию. Кроме того, это способствует развитию умения подражать, выполнять действия по словесной инструкции, ориентироваться на образец и соблюдать последовательность действий.
– Какой главный совет вы бы дали в данном вопросе?
– Не стоит забывать, что каждый маленький успех – это огромный шаг вперед. Поощряйте ребенка за любые, даже самые незначительные, достижения. Используйте творческий подход в обучении, превращайте рутинные задачи в увлекательные игры, адаптируйте среду и инструменты под индивидуальные нужды. Помните, что обучение навыкам самообслуживания –
это не спринт, а марафон, и ваша поддержка и вера в ребенка являются ключевыми факторами успеха.
– Спасибо за интересную беседу, Ольга Викторовна. Желаем успехов в вашей ответственной работе!
Наталья Осипова

