Роспотребнадзор рассказал о гарантийных сроках при покупке сезонной обуви и правах потребителя

Фото Натальи Осиповой
Обувь — один из самых востребованных товаров. Её приобретают в зависимости от погоды и сезона, модных тенденций и назначения.
Считается, что обувь нужно использовать только в соответствующий сезон. Это влияет на начало гарантийного срока. По закону гарантия начинает действовать с первого дня сезона. Для обуви сезонного назначения, купленной заранее, гарантийные сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, который определяется индивидуально для каждого региона России.
В Тульской области сроки наступления сезонов для исчисления гарантийных сроков на сезонные товары установлены постановлением администрации Тульской области от 6 марта 2003 года № 117: с 1 ноября по 14 марта — для товаров зимнего ассортимента; с 15 марта по 14 мая — для товаров весеннего ассортимента; с 15 мая по 31 августа — для товаров летнего ассортимента; с 1 сентября по 31 октября — для товаров осеннего ассортимента.
Если обувь была куплена в сезон эксплуатации, то гарантийный срок начинается с момента покупки.
Если потребитель обнаружил недостатки в обуви, он может в течение всего гарантийного срока предъявить продавцу одно из следующих требований:
— бесплатно устранить недостатки или возместить расходы на ремонт;
— заменить на другую модель или вид обуви;
— снизить стоимость соразмерно обнаруженным недостаткам;
— вернуть деньги;
— заменить на аналогичную модель.
В течение гарантийного срока можно бесплатно отремонтировать или обменять обувь. Если срок гарантии истёк, но недостатки были обнаружены в течение двух лет, потребитель может предъявить продавцу требования, если докажет, что недостатки возникли до передачи товара или по причинам, возникшим до этого момента. Если выяснится, что повреждение произошло из-за неправильного хранения или использования, вернуть деньги или обменять обувь не получится.
Продавец несёт ответственность за товар в течение гарантийного срока, установленного производителем. Он обязан:
— выполнять гарантийные обязательства, если доказано, что товар имеет производственный недостаток;
— ремонтировать товар за свой счёт, при этом гарантийный срок продлевается на время ремонта;
— вернуть деньги, если нет возможности заменить товар на аналогичный;
— в течение 14 дней с момента покупки принять новые изделия, которые не подошли покупателю, при этом обувь должна сохранить товарный вид, все ярлыки и бирки должны быть на месте.
В возврате денег или обмене обуви по гарантии могут отказать, если:
— изделие потеряло товарный вид из-за износа;
— покупатель самостоятельно ремонтировал обувь;
— есть механические повреждения, в появлении которых виноват покупатель.
Если возник спор о причинах возникновения недостатка, продавец обязан за свой счёт провести экспертизу товара.
Чтобы воспользоваться гарантией на обувь, покупатель должен предъявить кассовый чек (его отсутствие не является основанием для отказа в удовлетворении требований потребителя, возможно наличие свидетеля) и саму обувь. Отсутствие упаковки, в которой продавался товар, не может быть причиной для отказа в возврате обуви по гарантии.
Претензия на возврат оформляется в двух экземплярах. Один отправляется в организацию, где была совершена покупка, а второй остаётся у покупателя.
Если сотрудники магазина отказываются принять документ, его можно отправить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
Отказ выполнить законные требования потребителя может привести к рассмотрению спора в суде и наложению на продавца штрафа за несвоевременное удовлетворение законных требований потребителя.