Главное – формирование гармоничной личности

Фото: "Донская газета"
Педагоги в наше время дают ученикам не только знания. Они формируют характер ребенка, закладывая, вместе с родителями, ту основу, на которой в будущем сам молодой человек станет выстраивать здание своей души.
А каким оно получится – прекрасным дворцом или шаткой хибарой – зависит от того, что школьник усвоил во время обучения. Заместитель директора по воспитательной работе Донской школы № 1 на Бобрик-Горе Людмила Абрамкина считает, что одна из самых главных задач педагога – заинтересовать ребенка в учебе.
Где родился, там и сгодился
Этой народной мудрости не один век. Людмила Абрамкина убеждена, что только здесь, в родном Донском, она смогла бы полностью раскрыть свой потенциал как педагог.
– Мое детство накрепко связано с малой родиной – нашим городом, – рассказала она. – Училась в школе № 3, которая сейчас носит имя Зинаиды Харламовны Страховой, ее бывшего директора. Я была прилежной ученицей. А самыми любимыми предметами – литература и русский язык.
Людмила добавила, что после школы поступила в колледж культуры и искусства в Туле. С отличием окончила его и продолжила обучение на третьем курсе Московского университета культуры и искусства по специальности «Социально-культурная деятельность». Практику проходила в Тульском театре драмы. У студентов были билеты в режиссерское отделение, они могли посещать даже репетиции артистов.
– К нам приезжали известные актеры, такие как Борис Химичев, который рассказывал нам о тонкостях профессии, – отметила Людмила.
В 2000-х годах профессии «социальный педагог» еще не существовало. Однако уже набирали студентов на эту специальность, сформировав экспериментальную группу, на которой опробовали новую методику обучения.
Людмила Абрамкина сочла, что педагогика ей все же ближе, чем театральные подмостки.
Преподавали им учителя из Москвы, по словам Людмилы – настоящие мастера своего дела. Они делились знаниями о том, как интегрировать детей в общество, защищать их права и поддерживать творческие способности. Однако самое важное, что дончанка усвоила из их уроков, – это умение не просто поддерживать ребенка, но и активно включать его в общественную жизнь через творчество.
– Основу заложили еще мои школьные учителя, которым я бесконечно благодарна, – сказала Людмила Абрамкина. – Все они были открытыми и сердечными людьми.
Не навреди
Донская школа № 1 на Бобрик-Горе имеет свою специфику. В ней обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья и ребята, находящиеся в социально опасном положении. И здесь социальная роль педагога куда важнее образовательной, ведь многие подростки относятся к категории «трудных» и достучаться до их душ порой весьма непросто. Однако опыт работы помогает Людмиле Абрамкиной найти индивидуальный подход.
– У каждого ребенка свой характер и настроение, которое может меняться несколько раз в день, – призналась она. – Главное – найти тот ключик, который откроет его сердце. Иногда сложно понять, что нравится ученику и куда направить его энергию. Но я прикладываю все усилия, чтобы помочь ему.
Одна из интересных традиций, которую практикует Людмила Абрамкина с детьми перед мероприятиями, праздниками и после них: «обнимашки», как говорят сами ученики.
По ее словам, это помогает лучше понимать друг друга и плодотворно работать вместе. А самым главным принципом она считает девиз: «Не навреди», – как у врачей. Для этого необходимо всегда быть внимательной и заботливой. Впрочем, для нее все дети в школе как родные.
– Одна из самых успешных наработок, на мой взгляд – написание сказок вместе с детьми, – добавила Людмила Абрамкина. – В первом сезоне это был просто школьный проект, который мы реализовали совместно с главным редактором «Донской газеты» Натальей Осиповой. Тогда на страницах печатного издания впервые были опубликованы сказки, созданные ребятами и взрослыми.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, которые не могли говорить, рисовали свои истории, а педагоги переводили их в текст. Сейчас сказки пишут ребята из нескольких муниципалитетов: Донского, Узловой, Кимовска, Богородицка, Новомосковска.
– Мы совместно с коллективом «Донской газеты» включали детей в творчество, социализацию и коррекционную работу. Это комплексный подход, который помогает им развиваться всесторонне, – добавила Людмила Абрамкина. – В этом сезоне к нам присоединились участники из Армении, Азербайджана и острова Бали. Мы сотрудничаем с литературным обществом «Луч» и мультипликационной студией «Сорока», которая создала мультфильм по одной из наших сказок.
Командная работа уже привела проект к успеху, он развивается 4-й год. Взаимодействие педагогов, детей, родителей, социальных партнеров создало благоприятные условия для развития каждого ребенка, решившего писать сказки и сделать свой внутренний мир богаче.
Миссия педагога
Свою работу в Донской школе № 1 на Бобрик-горе Людмила Абрамкина считает успешной.
– Главная миссия педагога – формирование гармоничной личности обучающихся, – сказала она в завершение беседы. – Мы организуем системные внеклассные мероприятия, направленные на духовно-нравственное воспитание, социальную адаптацию и всестороннее развитие школьников.
Социальный педагог – молодая профессия. Четверть века назад только набирали экспериментальную группу студентов на обучение ей, а сейчас она уже приносит богатые плоды.
Основная работа такого педагога – стать проводником для детей, нуждающихся в помощи, поддержке и творческой реализации. Он стремится создать условия, в которых каждый ребенок сможет раскрыть свой потенциал и стать полноценной частью общества.
Елена Спесивцева