71 год назад начал работу Волго-Донской судоходный канал
1 июня 1952 года по Волго-Донскому судоходному каналу началось регулярное движение судов. Накануне, 31 мая, на южной окраине возрожденного из развалин и пепла Сталинграда, между первым и вторым шлюзами впервые слились воды рек Волги и Дона.
Этот канал, соединяющий реки Волгу и Дон в месте их максимального сближения, обеспечивал связь Каспийского моря с Мировым океаном через Черное море и делал его звеном единой глубоководной транспортной системы европейской части России.
27 июля 1952 года Волго-Донскому каналу было присвоено имя Владимира Ильича Ленина. Над входом в первый шлюз была сооружена триумфальная арка высотой 40 м.
Волго-Донской канал был длиной 101 километр и имел 13 судоходных шлюзов.
Попытки соединить две великие реки и наладить судоходство по ним предпринимались не раз.
Первую попытку историки относят к середине XVI века, когда турецкий султан Селим II, известный своим походом на Астрахань, направил Касим-пашу с 22 тысячами солдат вверх по Дону до переволоки с целью прорыть канал между двумя реками. Но спустя всего месяц турки отступили.
Ещё одна попытка создания канала была предпринята при Петре I. Канал должен был быть прорыт между притоками Волги и Дона, Камышинкой и Иловлей. Работы начались в 1697 году. Но в 1701 году внимание Петра I отвлекла Северная война со Швецией, финансирование было приостановлено, работы прекращены и больше не возобновлялись.
После Октябрьской революции 1920 году правительство страны вернулось к вопросу строительства канала. Однако проект был создан лишь в середине 1930-х годов, а реализовать его помешала Великая Отечественная война.
Работы возобновились лишь по окончании Сталинградской битвы.