• ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск

Поиск

2024-03-03 12:11:42 · Культура

Душа народа отражается в танце

Душа народа отражается в танце
Фото предоставлено ансамблем «Ювентус»

Россия – огромная страна. В ней живут носители 150 языков, 37 из которых являются государственными, на 18 ведется преподавание в школах. Пожалуй, в этом отношении наша Родина одна из мировых рекордсменов.

В культуре, словно в волшебном зеркале, отражается вся история народа. Узоры костюмов, когда-то в древности призванные защитить человека от злых духов, становятся летописью мифологии. А танцы – искорками бисера, в которых запечатлелись мгновения из народной жизни.

Народный хореографический ансамбль «Ювентус», выбирая для своего репертуара тот или иной танец, готовит не просто какой-то красивый номер для очередного выступления. Как сказала художественный руководитель коллектива Лариса Мельникова, чтобы у девушек «все получилось», мало просто сшить народные костюмы, надеть их и выступить на сцене. Каждый стежок вышивки, каждая складочка, каждая нитка бус наполнены глубоким содержанием, который вложили в них поколения предков. И неважно, русский ли это костюм или мордовский, мексиканский или китайский. Глубина и смыслы, заключающиеся в их истории, всегда одинаково важны.

«Вихлявицы»

Так сложилось исторически, что все народы нашей страны, словно разноцветные нити, соткали один большой и яркий ковер. Достаточно прикоснуться к любой из них, и она расскажет свою историю. Это часть нашего общего богатейшего культурного наследия. Потому нет ничего удивительного, что на сцене Дома культуры в Тульской области местные девушки танцуют мордовский танец.

– В нашем репертуаре есть танцы и народов России, и народов мира, – рассказала Лариса Мельникова. – К примеру, хороший массовый, для разных возрастных групп, аварский танец. Есть «донская пляска», русский танец «цепочка». Недавно мы поставили «мокшанские вихлявицы» – это «привет» из Мордовии. А ранее мы работали над мексиканским, испанским, китайским танцами, американским «кантри», восточным, греческим.

Как подчеркнула руководитель коллектива, браться за постановку народных танцев довольно сложно. Однажды Лариса увидела мордовский танец, и ее поразил тот необыкновенный азарт, с которым плясали девушки.

– Подвижность немного другая, не такая, как в русских танцах, – она особо выделила эту черту удививших ее «вихлявиц». – Это меня «зацепило», я стала интересоваться мордовским народным костюмом, танцами. А изучая «мокшанские вихлявицы», начала изучать историю: почему «мокшанские», почему «вихлявицы», почему костюм состоит именно из таких деталей. Это было крайне интересно.

Может быть, тулякам неизвестно, что мордовский народ состоит из двух частей – эрзя и мокша. И что у них немного отличаются языки и костюмы. У мокши, к примеру, женские пояса надеваются не на талию, а немного ниже, расшиваются бисером, украшаются разными деталями. В старину считалось, что они защищают девушек, а количество ленточек означало, сколько лет остается до их совершеннолетия. А шерстяные нитки на поясах должны отгонять злых духов и беречь женское начало.

– Это история народа, – рассказала Лариса Мельникова. – Раньше мы не догадывались, что мордва делится на две народности, теперь, благодаря танцу, знаем, как и о традициях, связанных с украшением народного костюма.

Не останавливаются на достигнутом

– Самым непростым было изучить и отработать движения ногами, – отметила участница ансамбля Ювентус Вероника Чеберикина. – Координация немного другая, очень непривычно. «Локоточек к хвостику», шаги сложные. Но у нас получилось.

Лариса Мельникова призналась, что во время выступления своих воспитанниц с аварским танцем слушала реплики зрителей: «Ничего себе! Как они так ногами делают?» С мордовским было ничуть не легче. Однако коллектив не останавливается на достигнутом и планирует расширять репертуар танцев народов России и мира.

– Россия богата народами, – сказала она. – Хотелось бы поставить калмыцкий танец, и мужской, и женский. Из-за сложностей с изготовлением костюмов немного притормозили постановку узбекского танца. Но многое еще зависит от возраста участниц ансамбля.

По словам руководителя, чем старше девушка, тем больше у нее грации и пластики. С этим «багажом» ставить различные танцы намного проще, чем в младшей и даже средней группе.

– Только в старшей группе девушки уже могут выразить в танце всю гамму чувств, изначально заложенных всей историей народа, – сказала она. – Пусть не обижаются девочки из младших возрастных категорий, но у них все это еще впереди.

Елена Спесивцева