338 лет назад Токугава Цунаёси издал указы, из-за которых он стал известен как «Собачий сёгун»

- 28.01.2025 08:48
- Фото: ИА Регион 71
28 января 1687 года, в эпоху самоизоляции Японии от внешнего мира, сёгун Токугава Цунаёси, правитель, известный своей эксцентричностью и глубокой привязанностью к собакам, издал серию беспрецедентных указов, призванных, по его словам, защитить жизнь всех живых существ. Эти указы, вошедшие в историю под общим названием "указы о защите животных", были настолько строгими и нелепыми, что радикально изменили жизнь японского общества.
Запрещалось не только наносить вред животным, но и даже причинять им малейший беспокойство. Создавалась сложная система регистрации домашних животных, особенно собак. В специальных государственных органах велись подробные реестры, фиксирующие год рождения каждой собаки, её породу, окрас, отличительные приметы и, что особенно важно, имя владельца. Пропажа собаки становилась серьезным преступлением, караемым суровым наказанием для её хозяина, вне зависимости от обстоятельств исчезновения. Даже случайная гибель животного, будь то птица, кошка или собака, влекла за собой неминуемое и жестокое наказание, нередко сравнимая с наказанием за преступление против человека.
Известный случай, упомянутый в хрониках, коснулся крестьянина, случайно убившего ласточку, которого впоследствии казнили, а его детей отправили в ссылку. Такие истории, множащиеся как снежный ком, приводят к ужасающей картине правления Цунаёси, при котором даже случайная смерть животного могла обернуться трагедией для целой семьи. Указы о защите животных, ставшие настоящим бедствием для населения, привели к массовым арестам, пыткам и казням как реальных, так и мнимых нарушителей. Система правосудия, казалось, работала против людей, превращаясь в инструмент безжалостной расправы над теми, кто нечаянно нарушил дух, а порой и букву жестоких указов сёгуна.
Противники Цунаёси, недовольные его правлением, называли его "Собачьим сёгуном", подчеркивая абсурдность и жестокость его политики, принесшей больше вреда, чем пользы. Карикатуры того времени изображали его в окружении собак, подчёркивая его абсурдную фиксацию на животных. Его правление, запоминающееся не военными победами, а несправедливостью и жестокостью, завершилось в 1709 году.
Сатирическое отражение этой эпохи нашло свое воплощение в пьесе знаменитого драматурга Тикамацу Мондзаэмона "Монах Сагами и тысяча собак", поставленной в Осаке в 1714 году. Пьеса, используя метафоры и аллегории, критически осмысливает абсурдность и жестокость "указов о защите животных", высмеивая излишнюю жестокость и несправедливость правления "Собачьего сёгуна". Эта пьеса, дошедшая до наших дней, позволяет нам понять, каким образом общественное мнение реагировало на тиранию Цунаёси, и как японские художники и литераторы выражали свое отношение к жестокой и нелепой политике правителя.