173 года назад для публики открыли Новый Эрмитаж

Фото: Елена Спесивцева
17 февраля 1852 года ознаменовалось интересным событием в истории мировой культуры – торжественным открытием Нового Эрмитажа. Оно стало кульминацией длительного процесса формирования одного из крупнейших музеев мира.
Проект этого великолепного здания, выполненного в стиле классицизма, принадлежит гениальному баварскому архитектору Лео фон Кленце, чьи творения украшают не только Санкт-Петербург, но и другие европейские столицы. Вместе с Новым Эрмитажем для публики распахнул свои двери и сам Государственный Эрмитаж, объединивший под своей крышей бесценные коллекции, собранные императорами Российской империи на протяжении десятилетий.
Уже к середине XIX века коллекция музея представляла собой впечатляющее собрание артефактов, охватывающих широчайший временной диапазон и географическое пространство. Экспозиция включала в себя памятники древнеегипетской, древневосточной и античной цивилизаций, богатейшие собрания средневекового европейского искусства, произведения искусства Западной и Восточной Европы, а также обширную коллекцию археологических и художественных артефактов из Азии. Особое место занимала коллекция, посвященная русской культуре, представленная произведениями искусства и артефактами, охватывающими период с VIII по XIX век. Это был поистине музей-сокровищница, отражающий многовековую историю человеческой цивилизации.
Важную роль в пополнении фондов Эрмитажа во второй половине XIX века сыграли активные закупки и щедрые дарения от влиятельных российских коллекционеров. Многие из них, понимая историческое значение своих собраний, передавали свои бесценные коллекции в дар музею, понимая, что таким образом их произведения обретут бессмертие и станут доступны широкой публике. Уже к началу XIX века музей располагал тысячами полотен, среди которых были подлинные шедевры мировой живописи. В коллекции присутствовали работы великих мастеров разных эпох и стилей. Среди них особенно выделялась картина Рембрандта "Возвращение блудного сына", написанная в Голландии в XVII веке, в эпоху перехода от Средневековья к Новому времени – яркий пример сложного, многопланового и проникновенного произведения, показывает высочайший уровень мастерства великого голландского художника. Стоит отметить, что сама история приобретения этой картины музеем заслуживает отдельного повествования – она является ярким примером труда и стараний специалистов по формированию коллекции Эрмитажа.
К середине XX века Эрмитаж продолжал активно расширяться. В 1956 году открылся третий этаж, где нашли свое место произведения импрессионистов и постимпрессионистов. Одновременно с этим, осенью того же года, прошла масштабная выставка работ Пабло Пикассо – событие, привлекшее внимание миллионов и послужившее ярким доказательством стремления музея представлять современное искусство наравне с классикой. Этот шаг подчеркнул динамичный характер Эрмитажа, его готовность к постоянному развитию и интеграции в контекст современного мирового искусства.
В наши дни Государственный Эрмитаж занимает шесть величественных зданий, расположенных вдоль набережной Невы в самом сердце Санкт-Петербурга. Зимний дворец, бывшая резиденция российских императоров, остается сердцем музейного комплекса, символом не только Эрмитажа, но и всей истории Санкт-Петербурга, отражая величие российской империи и богатейшее культурное наследие страны.