Как учебная нагрузка в школе влияет на детей?

Фото: ИА "Регион 71"
Исследование, проведённое Институтом развития ребёнка, подведомственным Министерству просвещения, показало, что у 40% первоклассников уровень кортизола — гормона стресса — повышается от понедельника к пятнице после уроков. Причина — учебная нагрузка в течение учебного года. Об этом пишет "Российская газета".
Цель исследования — понять, как первоклассники адаптируются к учёбе.
По данным исследований, в начальной школе дети проводят в школе 47 часов в неделю: уроки, кружки, секции и домашние задания. Правительство взяло под контроль вопрос снижения учебной нагрузки на школьников.
Как проводилось исследование?
Учёные фиксировали состояние сердечно-сосудистой, вегетативной нервной и эндокринной систем у детей во время уроков и после них.
«Взрослым важно понимать, что происходит с ребёнком, когда он приходит в школу, и как ему помочь», — прокомментировал «Российской газете» заведующий лабораторией физиологии развития и физической культуры Института развития детства, доктор биологических наук Игорь Криволапчук.
Исследование показало, что адаптация к учёбе у большинства первоклассников проходит напряжённо и приводит к утомлению.
В начале учебного года у 10% учеников первого класса наблюдается низкая мотивация к учёбе.
25% первоклассников испытывают трудности с адаптацией, 24% детей избегают общения или замыкаются в себе, не поддерживая контактов со сверстниками.
У 20% первоклассников наблюдается повышенная тревожность, а 30% боятся отвечать учителю.
С 1 сентября 2026 года в школах появятся новые учебники по обществознанию.
Возраст поступления в школу (6,5–7 лет) считается критическим в физиологии и психологии развития, так как происходит перестройка организма на фоне резкой смены условий (дом — детский сад — школа) и начала активного учебного процесса.
Игорь Криволапчук выделяет три этапа адаптации к школе:
-
Ориентировочный этап: ребёнок психологически и физиологически реагирует на новые условия, связи и требования. Длится 2–3 недели.
-
Этап нестойкого приспособления: детский организм ищет оптимальные реакции на внешние воздействия, «нащупывает почву» в общении с одноклассниками и учителями. Длится 4–6 недель.
-
Этап устойчивого приспособления: ребёнок находит комфортные варианты и способы реагирования на учебную нагрузку и новые требования среды. Наступает через 6–8 недель после начала занятий.
Интересно, что самый продуктивный день для учёбы — среда.
«В недельной динамике умственной работоспособности детей оптимальные значения скорости и продуктивности работы наблюдались в среду, — говорит ведущий научный сотрудник лаборатории Татьяна Параничева. — То есть рост мы наблюдали от понедельника к среде, а далее, к пятнице, шло снижение активности».
С 1 сентября 2025 года вводится единое планирование по предметам, устанавливаются нормы контрольных и проверочных работ, включая всероссийские проверочные работы, которые сейчас проходят. Их должно быть не более 10% от общего количества уроков по программе.
Также устанавливаются нормы для домашних заданий учеников начальной школы. Суммарный объём домашней работы по всем предметам не должен превышать: 1 час для первоклассников, 1,5 часа для учеников 2 и 3 классов и 2 часа для четвероклассников.