79 лет назад было принято решение о строительстве Минского тракторного завода

Фото: ИА Регион 71
29 апреля 1946 года Совет министров СССР принял решение о строительстве Минского тракторного завода. Постановление № 1142, предусматривающее восстановление и развитие сельскохозяйственного сектора, возложило на Министерство сельскохозяйственного машиностроения СССР и Совет министров Белорусской ССР задачу создания нового предприятия.
Выбор площадки для строительства был обусловлен наличием инфраструктуры бывшего Минского авиационного завода № 453, что позволило оптимизировать временные и материальные затраты. Восстановительные работы начались в том же году, и к концу 1946 года были возведены основные производственные цеха: механический, инструментальный, кузнечный, прессовый и чугунолитейный. Эти цеха требовали не только восстановления, но и модернизации для соответствия стандартам производства современной сельскохозяйственной техники.
На начальном этапе, с 1946 по 1948 год, МТЗ производил гусеничные тракторы марки КД-35. Всего было выпущено около 2500 единиц этой техники, что стало важным шагом в становлении предприятия. В дальнейшем, для повышения эффективности использования производственных мощностей, было принято решение о расширении ассортимента выпускаемой продукции. В частности, завод начал производство карбюраторных двигателей ПД-10 и дизельных двигателей Д-35, которые поставлялись на другие тракторные предприятия, включая Липецкий тракторный завод, способствуя развитию отрасли в масштабах всего СССР.
В 1949 году были представлены опытные образцы колесных тракторов под маркой "Беларусь" – МТЗ-2. Эти машины стали основой для нового направления в производстве и предвестниками серии тракторов, которые впоследствии завоевали признание на международном уровне. Серийное производство колесных тракторов "Беларусь" началось в 1953 году после завершения работ по отладке технологических процессов и совершенствованию конструкции.
К 1950 году Минский тракторный завод был полностью введен в эксплуатацию. Помимо колесных тракторов, завод возобновил выпуск гусеничных машин, но уже лесопромышленного назначения – трелевочных тракторов для транспортировки древесины. Это свидетельствовало о расширении производственной номенклатуры и стремлении завода занять лидирующие позиции на рынке сельскохозяйственной и лесопромышленной техники.
К 1960-м годам годовой объем производства МТЗ достиг 90 тысяч тракторов, что стало результатом значительных инвестиций в модернизацию оборудования, внедрение передовых технологий и высокий уровень квалификации персонала. В 1972 году с конвейера сошел миллионный трактор марки "Беларусь", что стало символом успеха предприятия и результатом труда тысяч специалистов. Этот трактор успешно эксплуатировался в сельском хозяйстве на протяжении десяти лет без капитального ремонта, что подтвердило высокое качество выпускаемой продукции.
История Минского тракторного завода является примером целеустремленности, трудолюбия и значительного вклада в развитие сельскохозяйственного машиностроения СССР.