255 лет назад состоялась публичная демонстрация проекта Исаакиевского собора

Фото: Елена Спесивцева
1 мая 1770 года в Санкт-Петербурге произошло событие, значение которого выходит далеко за рамки простой архитектурной презентации. По указу императрицы Екатерины II, владычицы огромной и могущественной империи, состоялась публичная выставка модели строящегося Исаакиевского собора, творения гениального архитектора Антонио Ринальди. Это не было просто демонстрацией чертежей или эскизов – это была тщательно продуманная и масштабная акция, призванная продемонстрировать амбиции государства, его мощь и стремление к процветанию.
Выставка, организованная с царским размахом, представляла собой, по сути, грандиозное представление будущего шедевра. Центральным экспонатом, несомненно, являлась сама модель собора. Представьте себе: огромная, детализированная модель, возможно, достигающая внушительных размеров, позволяющая посетителям погрузиться в будущее великолепие храма. Каждая колонна, каждый купол, каждое украшение – все было воссоздано с предельной точностью, позволяя даже неспециалистам оценить изящество архитектурного замысла Ринальди. Нельзя исключать и того, что модель демонстрировала не только сам собор, но и его окружение, создавая своего рода панорамный вид будущего архитектурного ансамбля. Впрочем, доподлинно неизвестно, насколько детально была воспроизведена окружающая застройка. Возможно, были представлены лишь фрагменты пейзажа, намекающие на величественность будущего окружения собора.
Сама идея демонстрации модели была революционной для своего времени. В эпоху, когда архитектурные проекты были доступны лишь узкому кругу специалистов, доступ к наглядной трехмерной модели Исаакиевского собора стала беспрецедентным событием. Это позволило широким слоям населения, несведущим в тонкостях архитектурных чертежей, оценить масштаб и красоту будущего храма, понять замысел императрицы и архитекторов, разделить чувство гордости за строительный потенциал своей страны.
Однако выставка не ограничивалась только моделью собора. Важнейшим элементом экспозиции стали образцы российского мрамора, предназначенные для облицовки и отделки здания. Этот акцент был далеко не случайным. Демонстрация отечественного мрамора была не только эстетическим, но и ярко выраженным политическим заявлением. Екатерина II намеревалась подчеркнуть самодостаточность и экономическую мощь Российской империи, способной предоставлять материалы высочайшего качества для строительства грандиозных сооружений, не прибегая к импорту. Это была своеобразная демонстрация достижений отечественной промышленности и горнодобывающей отрасли.
Но, пожалуй, самым интригующим элементом выставки были "модели тех же гор", где добывался этот мрамор. Что это были за модели? Вероятно, это были уменьшенные рельефные модели, или даже макеты горных выработок, точно воспроизводящие ландшафт и местоположение карьеров. Зрители могли видеть не просто готовый материал, но и сам процесс его добычи, путь мрамора от недр земли до стен будущего собора. Это позволяло понять весь масштаб труда, затраченного на создание величественного здания, почувствовать связь между геологическими богатствами России и ее архитектурными достижениями. Выставка 1 мая 1770 года стала, таким образом, не только представлением будущего шедевра, но и убедительной демонстрацией имперской мощи и прогресса России. Она воплотила в себе гармоничное сочетание архитектурного и политического значений, заложив фундамент для понимания Исаакиевского собора как символа великой империи.