358 лет назад был издан царский указ о постройке корабля «Орел»

Фото: Елена Спесивцева
29 июня в России отмечается День кораблестроения. Он установлен в честь указа царя Алексея Михайловича о закладке первого русского военного корабля, «Орла». Его строительство велось с 1667 по 1669 год.
Выбор именно этой даты не случаен, она символизирует начало славной истории российского флота, истории, пронизанной как триумфами, так и трудностями, история, отражающая технический прогресс и стратегические амбиции страны на протяжении веков.
История «Орла» тесно связана с именем царя Алексея Михайловича. Именно по его указу в 1667 году была основана верфь в селе Дединово, расположенном в Коломенском уезде. Выбор места не был случайным. Село Дединово славилось мастерами-корабельщиками, людьми, обладавшими значительными навыками и знаниями в деле судостроения, накопленными веками традиций речного и морского плавания. Эти опытные мастера, под руководством зарубежных специалистов, и построили фрегат «Орёл», корабль, во многом опередивший свое время по технологиям и размерам. Это был не просто корабль, а символ утверждения России как морской державы, способной создавать мощные военные суда и защищать свои торговые интересы. «Орёл» предназначался для патрулирования Каспийского моря, охраны русских торговых судов от пиратов и конкурентов. Его строительство было проведено полностью на государственные средства, что подчеркивает важность проекта для государства. Этот факт подтверждается Российским историческим обществом, что придает исторической достоверности этому событию особую значимость. В Дединово и по сей день стоит памятник в честь «Орла», напоминая о знаменательном событии. Существуют также интересные гипотезы о том, что очертания «Орла» воспроизведены в деталях на шпиле Адмиралтейства в Санкт-Петербурге, и что именно на нем впервые был поднят российский трехцветный флаг – символ национальной гордости и мощи.
После успешного завершения строительства «Орла», Дединовская верфь продолжала свою работу, строя корабли европейских типов, постепенно совершенствуя технологии и расширяя масштабы производства. Однако истинный расцвет российского кораблестроения связан с реформами Петра I. Его энергичная деятельность привела к созданию целой сети верфей, их число превысило две сотни по всей стране. В 1693 году Петр I заложил первую казенную верфь в Архангельске, ключевом порту того времени. Однако особое значение приобрела верфь в Санкт-Петербурге – Адмиралтейство, построенное после основания города в 1703 году. Адмиралтейство стало главным центром российского кораблестроения, а первым крупным судном, сошедшим с его стапелей, стал 54-пушечный корабль «Полтава», символ морской мощи России в начале XVIII века. Строительство «Полтавы» стало важным этапом в развитии российского флота, демонстрируя рост мастерства российских корабелов и их способность создавать современные военные корабли мирового уровня.
Благодаря целенаправленным усилиям и инвестициям в кораблестроение, к 1714 году Россия уже имела свой мощный парусный флот, а к 1725 году — регулярный флот, включавший сотни кораблей различных типов и классов. В его состав входили линейные корабли, фрегаты, бригантин, галеры и многие другие типы судов, а также большое количество транспортных и вспомогательных судов. Это было результатом многолетней работы по развитию кораблестроительной промышленности, постоянному совершенствованию технологий и обучению квалифицированных кадров. Формирование Российского флота стало залогом укрепления российской государственности, позволило расширять влияние России на международной арене, защищать ее интересы и развивать торговлю.
За три с половиной столетия Россия накоплена огромный опыт в кораблестроении. Сегодня российские верфи строят корабли различного назначения – от гражданских судов до современных военных кораблей, постоянно внедряя новые технологии и материалы. Российское кораблестроение является одной из ведущих отраслей мировой промышленности, создающей конкурентоспособные суда мирового уровня. День кораблестроения – это не просто праздник, а напоминание о богатом наследии и значительном вкладе российских корабелов в мировую историю судостроения. Это день гордости за достижения отечественных мастеров и стимул для дальнейшего развития этой важнейшей отрасли.