68 лет назад состоялся первый полет пассажирского самолета «Ил-18»

Фото: ИА Регион 71
Самолет Ил-18 – это четырехмоторный турбовинтовой лайнер для авиалиний средней протяженности, созданный под руководством выдающегося авиаконструктора С.В. Ильюшина. Он стал самым массовым и рентабельным пассажирским самолетом своего времени, воплотив в себе лучшие черты первых газотурбинных лайнеров.
История создания Ил-18 началась в середине 1950-х годов, когда поршневые самолеты уже не справлялись с растущим объемом авиаперевозок. Требовались более вместительные и скоростные машины. В это же время появились новые газотурбинные двигатели, которые стали основой для создания нового поколения авиалайнеров.
Первым советским пассажирским самолетом с газотурбинными двигателями стал Ту-104, но он был переоборудован из бомбардировщика Ту-16 и имел низкую экономичность. Ильюшин же предложил создать специализированный пассажирский самолет, и его разработка началась в 1954 году. В 1956 году был утвержден эскизный проект Ил-18 с четырьмя турбовинтовыми двигателями, и вскоре началось его строительство.
Первый полет опытного Ил-18, рассчитанного на 75 пассажиров или 12 тонн груза, состоялся 4 июля 1957 года. Самолет поднялся в воздух с Центрального аэродрома имени М.В. Фрунзе и направился на летную базу в Жуковский. Другой турбовинтовой пассажирский самолет, Ту-114, совершил свой первый полет только через полгода.
За создание Ил-18 С.В. Ильюшин и его команда были удостоены Ленинской премии в 1960 году. После успешных испытаний самолет запустили в серийное производство. Эксплуатация Ил-18 началась 20 апреля 1959 года с двух пассажирских рейсов по маршрутам Москва – Адлер и Москва – Алма-Ата.
Ил-18 стал основным самолетом «Аэрофлота», отличавшимся высокой экономичностью и совершенной аэродинамикой. Он быстро завоевал репутацию «самого надежного самолета» и использовался на всех воздушных трассах СССР, включая международные маршруты. Ил-18 также эксплуатировался во многих авиакомпаниях за рубежом.
Со временем в ОКБ создавались различные модификации Ил-18, которые отличались повышенным уровнем комфорта и современным пилотажно-навигационным оборудованием. Помимо пассажирских самолетов, были разработаны служебные, грузовые и патрульные версии, а также варианты для Советской Армии. Один из самолетов, Ил-18В, был специально переоборудован для полетов в Антарктиду.
За годы серийного производства (1959-1978) было выпущено 719 Ил-18, из которых 564 были пассажирскими. Самолет установил 20 мировых рекордов дальности и высоты с различной полезной нагрузкой. Ил-18 стал основой для развития международных авиалиний «Аэрофлота» и пользовался большим спросом на мировом рынке. Более 100 самолетов было поставлено за границу, включая 17 иностранных авиакомпаний.
До середины 1970-х годов Ил-18 оставался основным дальне- и среднемагистральным лайнером в СССР. Затем его заменили более современные Ил-62 и Ту-154. Массовое списание самолетов началось в 1980-е годы, но для специальных задач они продолжали использоваться. Например, Ил-18 применяли в спасательных операциях после аварии на Чернобыльской АЭС и землетрясения в Спитаке.
Коммерческая эксплуатация Ил-18 в России прекратилась в 2002 году, когда Минтранс запретил пассажирские перевозки на этих самолетах. По состоянию на 2024 год, Ил-18 используется только ВВС РФ и в спецназначении. Единственной пассажирской авиакомпанией в мире, продолжающей эксплуатировать этот самолет, является северокорейская Air Koryo.
В России Ил-18 установлены памятники в нескольких городах, а также он часто появляется в кинофильмах 1960-1970-х годов.