Почта: мостик между людьми

Фото Елены Спесивцевой
В России во второе воскресенье июля по традиции свой профессиональный праздник отмечают сотрудники почты. В этом году он выпадал на 13 июля.
Еще наши дедушки и бабушки, папы и мамы посылали родным и друзьям фанерные ящички с подарками, открытки с поздравлениями, отправляли друг другу письма в цветастых конвертах с марками. Где сейчас все это? В соцсетях, конечно же. Но по-прежнему работают в Донском почтовые отделения. День российской почты – их праздник.
Дух времени
В отделении 301764 города Донского почти всегда много народу, иной раз посетителям приходится постоять в очереди. Однако современные цифровые сервисы облегчают работу сотрудников почты, значительно сокращая время обслуживания одного человека. Об этом и многом другом рассказала начальник отделения Ирина Лоханкина.
– Моя мама проработала на почте 39 лет, – отметила она. – Помню, как после школы приходила к ней, сидела и готовила домашние задания в отделении, пока она занималась своим делом. Потом я поступила в медучилище, так как почтового техникума у нас не было. Но судьба так сложилась, что в 1989 году пришла к маме поработать на время, да так и осталась. Так что вся моя сознательная жизнь связана с почтой.
Трудовой стаж у Ирины Лоханкиной начинался в Северо-Задонске, а в 2005 году она перевелась в то самое отделение, которым сейчас заведует. За 36 лет сильно изменился состав корреспонденции. В те годы люди достаточно много писали друг другу, отправляя письма в конвертах, открытки, бандероли.
– Тульские пряники к праздникам наши жители слали массово, – добавила Ирина. – Иногда мы по 8-9 мешков таких посылок за один раз отправляли. Тогда все вручную упаковывали, клей был мучной. Сейчас намного проще: пакет или стандартная коробка, скотч. Все гораздо быстрее обрабатываем, чем раньше.
На скорость работы цифровые сервисы влияют непосредственно. Граждане, которые установили на смартфон приложение почты и зарегистрировались в нем, не только отслеживают, где в данный момент находится посылка, но и могут забрать ее, просто предъявив сотруднику отделения код.
– Мы сразу видим, где лежит посылка, и выдаем ее получателю, – отметила Ирина Лоханкина. – Отправлять тоже стало проще. Так что почта идет в ногу со временем.
Рабочие будни
Люди старшего поколения по привычке оплачивают здесь коммунальные квитанции, хотя эта услуга почти всем доступна онлайн. Посылку тоже через смартфон не передашь, приходится и отправителю, и адресату идти в отделение. Здесь отправляют и получают товары, купленные на интернет-площадках. А есть ли в Донском почтовые ящики для отправки писем, некогда бывшие неотъемлемой частью жизни? Ведь когда-то не нужно было идти в отделение, чтобы конвертик отправился по адресу, на нем написанному.
– Таких ящиков больше нигде нет, – рассказала Ирина Лоханкина. – Они почти утратили смысл: ну, одно письмо там лежит, ну два, а в основном и вынимать оттуда нечего. Да и вандалы их портили. Но личной корреспонденции сейчас почти нет, все в интернет перешли. Только организации пока не сдаются, пересылают документацию.
Рабочий день в отделении обычно начинается с открытия смены в рабочем приложении. Затем проводится пятиминутная планерка, во время которой Ирина Лоханкина обозначает приоритеты на смену. Затем дверь отделения открывается для посетителей.
– Пожилые люди часто оплачивают у нас коммунальные квитанции для того, чтобы получить бумажный чек, предъявить его в социальную службу и продлить льготы, – рассказала начальник отделения. – В основном приходят за посылками, покупают открытки, сопутствующие товары. Но знаете, мне очень нравится моя работа, она в радость.
В далеком 1989 году ей, молодой сотруднице почты, пришлось оформлять посылку из Северо-Задонска в Германию. По тем временам это было нечто удивительное: от нас – и за границу!
– У меня даже руки дрожали, – призналась Ирина. – А потом жители нашего города пришли и поблагодарили: посылка благополучно получена адресатом. Тогда я и поняла, что благодаря моей работе люди могут общаться друг с другом, отправлять различные вещи, подарки. Мы становимся мостиком между ними. Вот это, наверное, для меня самое главное.
Почтовое отделение – это не просто помещение или точка на карте города. Отсюда уходят послания людей в разные уголки России и мира. И все они проходят через руки почтальонов. Цифровые сервисы только ускорили прием и выдачу корреспонденции, однако суть работы осталась прежней: помочь человеческому общению.
Елена Спесивцева