Главное
Дмитрий Миляев подчеркнул, что президент поставил акцент на человеке в национальных проектах
В Москве наградили тульского ветерана СВО, призера Всероссийского конкурса творческих работ «Памяти героев верны!»
На первенстве в Михайлове юные борцы из ДДТ завоевали две медали
Мы в соцсетях:
  • Новости
  • Статьи
  • Фоторепортажи
  • Победа-80
  • Рубрики
    • Главное
    • Общество
    • Здоровье нации
    • Реализация проектов
    • Происшествия
    • Спорт
    • Детская страничка
    • Новости компаний
    • СвоихНеБросаем
  • Контакты
Logo
Logo
  1. Главная
  2. Статьи
  3. Под мерный перестук колёс

Под мерный перестук колёс

  • 03.08.2025 11:58
Под мерный перестук колёс
Фото из семейного архива Зои Петровны Мясищевой

3 августа в нашей стране отмечается их профессиональный праздник – День железнодорожника. Сегодня мы расскажем о потомственной железнодорожнице Зое Петровне Мясищевой.

Зоя Петровна Мясищева сейчас живет в Узловой, недалеко от железнодорожных путей. Каждый день под ее окнами проходят электрички и грузовые составы, пассажирские поезда и одинокие тепловозы. Однако было время, когда она трудилась и в Донском, на ключевой станции города.

Когда-то дед Зои Петровны, Василий Иванович Лукьяненков, работал обходчиком в Рославле Смоленской области. С него и началась трудовая династия путейцев, которая продолжается и век спустя – его правнук, выпускник школы № 1 г. Донского Роман Дрогайцев, получив аттестат зрелости в этом году, подал документы в Узловской железнодорожный техникум. А 3 августа в нашей стране отмечается их профессиональный праздник – День железнодорожника.

Воспоминания

– Сама я из Смоленской области, – рассказала о себе Зоя Петровна. – Там же, в 1929 году, родился мой отец, Петр Васильевич Лукьяненков. Когда началась война, дедушка, ставший к тому времени бригадиром пути, ушел на фронт и не вернулся – погиб под Брянском.

Его младшему сыну тогда было немногим больше 12 лет. Старший вернулся с фронта без глаза, работать в полную силу не мог. Потому Петя заменил отца – начал свой трудовой путь обходчиком, затем монтером пути. Ему предстояла долгая жизненная дорога. Получив образование в Вологодской школе железнодорожных мастеров, он много лет трудился по специальности.

– Отец очень любил свою работу и гордился ей, – сказала Зоя Мясищева. – Помню, он рассказал об одном случае. Там, где мы жили, росли густые леса. Это недалеко от границы с Белоруссией и Брянской областью. Отцу, чтобы попасть на станцию, требовалось пройти около 3 километров от дома, как раз через лес. Он был с фонариком, а ему навстречу из-за деревьев вышли волки. Большие звери, но вреда ему не причинили.

Глядя на отца

Среди читателей «Донской газеты» наверняка найдутся те, кто в детстве бегал к родителям на работу. Есть среди юных дончан такие и в наши дни. Именно так и познакомилась Зоя Мясищева с железной дорогой – в детстве, на работе у отца.

– Папа тогда уже трудился мастером на вагоноремонтном заводе, в транспортном цеху, – рассказала она. – Он часто брал меня с собой, показывал, как работают краны, паровые машины. Мне это так понравилось, что я с детства решила: пойду по стопам отца. После школы поступила в Рославльский техникум железнодорожного транспорта.

В те годы молодые специалисты практически не занимались самостоятельным поиском работы. Диплом они получали вместе с распределением – туда, где они требовались.

– Тогда это называлось «Новомосковское отделение Московской железной дороги», – сказала Зоя Петровна. – Я заканчивала техникум по специальности «Механизация погрузо-разгрузочных работ» и на производственную практику меня направили в Тульскую область. Зарекомендовала себя хорошо, потому отсюда и прислали приглашение для меня. Вот так распорядилась судьба.

Учились друг у друга

Выпускницу техникума из Смоленской области направили на станцию Узловая-1. Здесь она и познакомилась со своим будущим супругом, Александром Мясищевым.

– Он тоже происходил из семьи железнодорожников, – продолжила свой рассказ Зоя Петровна. – Его отец, Леонид Иванович Мясищев, в войну был начальником станции Золотарево. А младший брат Николай после армии остался на Дальнем Востоке, где много лет возглавлял станцию Завитая, после чего переехал в Орловскую область и продолжил трудиться по специальности до самой пенсии. Сейчас возглавляет Совет ветеранов Орловского региона Московской железной дороги.

Вначале они воспринимали свои отношения как дружеские, однако в какой-то момент оба поняли: это судьба их свела вместе. Зоя и Александр поженились, а от железной дороги молодой семье предоставили квартиру. У пары родились сыновья, один из которых закончил училище по семейной специальности. Полтора года до армии работал помощником машиниста, туда же вернулся после демобилизации. Однако вскоре принял решение сменить профессию – поступил в школу МВД.

– Так получилось, что его уже нет с нами, но остался внук. Я помогла ему и его матери перебраться из Орловской области в Донской, где мальчик учился в средней школе № 1. Как раз в этом году прошел его выпускной, он закончил 9 классов. Я тогда сказала: «Рома, подавай документы в Узловской железнодорожный техникум, поддержи династию». Он подумал и согласился, – сказала Зоя Петровна. – Было много других предложений, но Роман все же выбрал железную дорогу.

Молодые годы, работа в Донском

Глядя на проезжающие за окном поезда, Зоя Петровна Мясищева вспоминает дни своей молодости, когда работа спорилась, а Новомосковское отделение Московской железной дороги брало призы на соревнованиях между трудовыми коллективами.

– У нас был очень хороший руководитель – Николай Степанович Бакунин, – рассказала она. – В прошлом году ему в Новомосковске открыли мемориальную доску, и совершенно заслуженно. Такими руководителями можно гордиться. Он научил нас хорошо работать.

Ее, 19-летнюю девушку, поставили поначалу водителем автопогрузчика. Чтобы не выделяться среди парней, пришлось коротко стричься и носить фуражку. Однако это не уберегло ее от довольно-таки спорного розыгрыша: коллеги утащили смазку и бензин. А машину пришлось заводить вручную в мороз, хорошо, что помог старый рабочий. Начальство признало шутку неудачной, «юмористов» наказали.

Специальность Зои Петровны – погрузка и разгрузка – позволяла ей трудиться там, где это требовалось, куда направляли. В середине 70-х годов производственная необходимость привела ее на станцию Бобрик-Донской – центральный железнодорожный узел нашего города.

– Тогда шло очень много грузов, они предназначались для самых разных заводов – в Новомосковске, Узловой, и, конечно же, в самом Донском, – рассказала женщина. – Контейнерная площадка располагалась около пешеходного моста через пути.

В те годы через станцию Бобрик-Донской шли многочисленные товарные составы, оставляя грузы и забирая продукцию местных заводов. Главными героями здесь были, конечно же, люди, простые дончане.

– У нас работала очень хорошая крановщица Валентина Егорова, – продолжила свой рассказ Зоя Мясищева. – Она жила где-то в конце Донского, а город тогда был меньше, чем сейчас. Помню ее как скромного человека, однако именно Валентину признали лучшей по профессии на станции. Долгое время там трудилась и Нина Коломенская, которая руководила бригадой стропальщиков. Дисциплина у нее в коллективе поддерживалась отличная, всех буквально держала в руках.

По-другому, как отметила Зоя Петровна, на станции было нельзя: когда имеешь дело с 5-тонными контейнерами, а большого крана нет, ответственность возрастала. Ведь стропальщики отвечали за надежность крепления, и в их обязанности входило обеспечение безопасности погрузки.

– Так и жили, – сказала Зоя Петровна. – Коллектив был дружный, добросовестный. Праздников на рабочем месте не устраивали, специфика такая. Но вспоминаю о годах работы на Бобрик-Донском и людях с теплом. Но затем донскую контейнерную площадку закрыли и перевели на Сборную-Угольную, где я впоследствии проработала мастером около 10 лет.

Выбор пути

Время шло, менялись записи в трудовой книжке Зои Петровны. Однако одно оставалось неизменным: верность выбранному пути. Но и здесь вмешались перемены, накрывшие страну в 80-е годы прошлого века.
Сейчас Зоя Петровна на пенсии. Младший сын живет и работает в Донском, недалеко от матери, и постоянно навещает ее.

Вся жизнь Зои Мясищевой прошла под стук колес, от самого начала, когда она с сестрой и братом бегала к отцу на вагоноремонтный завод, до сегодняшнего дня, когда трудовую династию собирается продолжить внук. Его путь только начинается и выглядит как железнодорожная колея, а впереди – стрелки и развилки жизненного выбора. Однако дорога эта освещена фонарем прадеда – простого обходчика, родоначальника трудовой династии.

Елена Спесивцева

Фоторепортаж

Читайте также

Елена Малкина: Путь художника бесконечен

  • 08 декабря 2025 11:20

Изобразительное искусство – одно из самых таинственных и сложных. Даже сейчас, в эпоху нейросетей и цифровых фоторедакторов, выставки картин, написанных рукой человека, собирают восхищенных поклонников живописи.

Читать далее

Перевели деньги другому человеку? Действуйте быстро!

  • 07 декабря 2025 15:21

Ошиблись с номером телефона и перевели деньги не тому человеку? Не медлите! Часто банки проводят платеж не сразу и его можно отозвать в течение нескольких минут или даже часов.

Читать далее

Проблема осени: темнота на дороге

  • 07 декабря 2025 12:49

Во время профилактических мероприятий, которые в рамках нацпроекта «Безопасность дорожного движения» проводят сотрудники Госавтоинспекции, пешеходов и водителей в Донском проверяют на соблюдение правил.

Читать далее

Лента новостей

Дмитрий Миляев подчеркнул, что президент поставил акцент на человеке в национальных проектах
  • 19:48
В Москве наградили тульского ветерана СВО, призера Всероссийского конкурса творческих работ «Памяти героев верны!»
  • 18:19
На первенстве в Михайлове юные борцы из ДДТ завоевали две медали
  • 17:59
В графике приемов в правительстве Тульской области произошли изменения
  • 17:51
Где в Донском 9 декабря не будет света
  • 17:42
Воспитатели детского сада № 27 получили знаки ГТО
  • 17:36
Бюджет Донского одобрен Счетной палатой Тульской области
  • 17:31
Все новости

Мы в соцсетях

  • Телеграм
  • Одноклассники
  • Вконтакте

Самое читаемое

1.

Квашеная капуста: польза для здоровья
  • 17:46 24 ноября 2025

2.

79 лет назад был собран первый легковой автомобиль «Москвич-400»
  • 08:59 04 декабря 2025

3.

Учитель фортепиано - проводник в мир музыки
  • 12:27 08 ноября 2025

4.

Набирают резервистов для защиты неба Родины
  • 17:08 17 ноября 2025

5.

Рецепт в копилку читателя: капуста по-пекински
  • 12:30 30 ноября 2025

© 2024, Сетевое издание "Донская газета".
Реестровая запись Эл № ФС77-80778. Сетевое издание зарегистрировано 07 апреля 2021 г. выдана Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Учредитель: ГУТО «Информационное агентство «Регион 71». 301760, Тульская область, г. Донской, мкр. Центральный, ул. Заводская, д. 2 а.

Главный редактор: Наталья Борисовна Осипова. Все права на материалы, опубликованные на сайте gazeta-don.ru, принадлежат ГУ ТО «Информационное агентство «Регион 71» и охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения правообладателя. 12+

яндекс.ћетрика

Страницы

    • О редакции
    • Реклама
    • Подписка
    • Контакты

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов,
Политикой обработки персональных данных пользователей сетевых изданий, входящих в состав ГУ ТО «Информационное агентство «Регион 71» и обработкой персональных данных Яндекс.Метрикой нажмите здесь.