Под мерный перестук колёс

Фото из семейного архива Зои Петровны Мясищевой
3 августа в нашей стране отмечается их профессиональный праздник – День железнодорожника. Сегодня мы расскажем о потомственной железнодорожнице Зое Петровне Мясищевой.
Зоя Петровна Мясищева сейчас живет в Узловой, недалеко от железнодорожных путей. Каждый день под ее окнами проходят электрички и грузовые составы, пассажирские поезда и одинокие тепловозы. Однако было время, когда она трудилась и в Донском, на ключевой станции города.
Когда-то дед Зои Петровны, Василий Иванович Лукьяненков, работал обходчиком в Рославле Смоленской области. С него и началась трудовая династия путейцев, которая продолжается и век спустя – его правнук, выпускник школы № 1 г. Донского Роман Дрогайцев, получив аттестат зрелости в этом году, подал документы в Узловской железнодорожный техникум. А 3 августа в нашей стране отмечается их профессиональный праздник – День железнодорожника.
Воспоминания
– Сама я из Смоленской области, – рассказала о себе Зоя Петровна. – Там же, в 1929 году, родился мой отец, Петр Васильевич Лукьяненков. Когда началась война, дедушка, ставший к тому времени бригадиром пути, ушел на фронт и не вернулся – погиб под Брянском.
Его младшему сыну тогда было немногим больше 12 лет. Старший вернулся с фронта без глаза, работать в полную силу не мог. Потому Петя заменил отца – начал свой трудовой путь обходчиком, затем монтером пути. Ему предстояла долгая жизненная дорога. Получив образование в Вологодской школе железнодорожных мастеров, он много лет трудился по специальности.
– Отец очень любил свою работу и гордился ей, – сказала Зоя Мясищева. – Помню, он рассказал об одном случае. Там, где мы жили, росли густые леса. Это недалеко от границы с Белоруссией и Брянской областью. Отцу, чтобы попасть на станцию, требовалось пройти около 3 километров от дома, как раз через лес. Он был с фонариком, а ему навстречу из-за деревьев вышли волки. Большие звери, но вреда ему не причинили.
Глядя на отца
Среди читателей «Донской газеты» наверняка найдутся те, кто в детстве бегал к родителям на работу. Есть среди юных дончан такие и в наши дни. Именно так и познакомилась Зоя Мясищева с железной дорогой – в детстве, на работе у отца.
– Папа тогда уже трудился мастером на вагоноремонтном заводе, в транспортном цеху, – рассказала она. – Он часто брал меня с собой, показывал, как работают краны, паровые машины. Мне это так понравилось, что я с детства решила: пойду по стопам отца. После школы поступила в Рославльский техникум железнодорожного транспорта.
В те годы молодые специалисты практически не занимались самостоятельным поиском работы. Диплом они получали вместе с распределением – туда, где они требовались.
– Тогда это называлось «Новомосковское отделение Московской железной дороги», – сказала Зоя Петровна. – Я заканчивала техникум по специальности «Механизация погрузо-разгрузочных работ» и на производственную практику меня направили в Тульскую область. Зарекомендовала себя хорошо, потому отсюда и прислали приглашение для меня. Вот так распорядилась судьба.
Учились друг у друга
Выпускницу техникума из Смоленской области направили на станцию Узловая-1. Здесь она и познакомилась со своим будущим супругом, Александром Мясищевым.
– Он тоже происходил из семьи железнодорожников, – продолжила свой рассказ Зоя Петровна. – Его отец, Леонид Иванович Мясищев, в войну был начальником станции Золотарево. А младший брат Николай после армии остался на Дальнем Востоке, где много лет возглавлял станцию Завитая, после чего переехал в Орловскую область и продолжил трудиться по специальности до самой пенсии. Сейчас возглавляет Совет ветеранов Орловского региона Московской железной дороги.
Вначале они воспринимали свои отношения как дружеские, однако в какой-то момент оба поняли: это судьба их свела вместе. Зоя и Александр поженились, а от железной дороги молодой семье предоставили квартиру. У пары родились сыновья, один из которых закончил училище по семейной специальности. Полтора года до армии работал помощником машиниста, туда же вернулся после демобилизации. Однако вскоре принял решение сменить профессию – поступил в школу МВД.
– Так получилось, что его уже нет с нами, но остался внук. Я помогла ему и его матери перебраться из Орловской области в Донской, где мальчик учился в средней школе № 1. Как раз в этом году прошел его выпускной, он закончил 9 классов. Я тогда сказала: «Рома, подавай документы в Узловской железнодорожный техникум, поддержи династию». Он подумал и согласился, – сказала Зоя Петровна. – Было много других предложений, но Роман все же выбрал железную дорогу.
Молодые годы, работа в Донском
Глядя на проезжающие за окном поезда, Зоя Петровна Мясищева вспоминает дни своей молодости, когда работа спорилась, а Новомосковское отделение Московской железной дороги брало призы на соревнованиях между трудовыми коллективами.
– У нас был очень хороший руководитель – Николай Степанович Бакунин, – рассказала она. – В прошлом году ему в Новомосковске открыли мемориальную доску, и совершенно заслуженно. Такими руководителями можно гордиться. Он научил нас хорошо работать.
Ее, 19-летнюю девушку, поставили поначалу водителем автопогрузчика. Чтобы не выделяться среди парней, пришлось коротко стричься и носить фуражку. Однако это не уберегло ее от довольно-таки спорного розыгрыша: коллеги утащили смазку и бензин. А машину пришлось заводить вручную в мороз, хорошо, что помог старый рабочий. Начальство признало шутку неудачной, «юмористов» наказали.
Специальность Зои Петровны – погрузка и разгрузка – позволяла ей трудиться там, где это требовалось, куда направляли. В середине 70-х годов производственная необходимость привела ее на станцию Бобрик-Донской – центральный железнодорожный узел нашего города.
– Тогда шло очень много грузов, они предназначались для самых разных заводов – в Новомосковске, Узловой, и, конечно же, в самом Донском, – рассказала женщина. – Контейнерная площадка располагалась около пешеходного моста через пути.
В те годы через станцию Бобрик-Донской шли многочисленные товарные составы, оставляя грузы и забирая продукцию местных заводов. Главными героями здесь были, конечно же, люди, простые дончане.
– У нас работала очень хорошая крановщица Валентина Егорова, – продолжила свой рассказ Зоя Мясищева. – Она жила где-то в конце Донского, а город тогда был меньше, чем сейчас. Помню ее как скромного человека, однако именно Валентину признали лучшей по профессии на станции. Долгое время там трудилась и Нина Коломенская, которая руководила бригадой стропальщиков. Дисциплина у нее в коллективе поддерживалась отличная, всех буквально держала в руках.
По-другому, как отметила Зоя Петровна, на станции было нельзя: когда имеешь дело с 5-тонными контейнерами, а большого крана нет, ответственность возрастала. Ведь стропальщики отвечали за надежность крепления, и в их обязанности входило обеспечение безопасности погрузки.
– Так и жили, – сказала Зоя Петровна. – Коллектив был дружный, добросовестный. Праздников на рабочем месте не устраивали, специфика такая. Но вспоминаю о годах работы на Бобрик-Донском и людях с теплом. Но затем донскую контейнерную площадку закрыли и перевели на Сборную-Угольную, где я впоследствии проработала мастером около 10 лет.
Выбор пути
Время шло, менялись записи в трудовой книжке Зои Петровны. Однако одно оставалось неизменным: верность выбранному пути. Но и здесь вмешались перемены, накрывшие страну в 80-е годы прошлого века.
Сейчас Зоя Петровна на пенсии. Младший сын живет и работает в Донском, недалеко от матери, и постоянно навещает ее.
Вся жизнь Зои Мясищевой прошла под стук колес, от самого начала, когда она с сестрой и братом бегала к отцу на вагоноремонтный завод, до сегодняшнего дня, когда трудовую династию собирается продолжить внук. Его путь только начинается и выглядит как железнодорожная колея, а впереди – стрелки и развилки жизненного выбора. Однако дорога эта освещена фонарем прадеда – простого обходчика, родоначальника трудовой династии.
Елена Спесивцева
Фоторепортаж