Методические рекомендации для преподавателей: что это такое и зачем они нужны

Фото: ИА «Регион 71»
По поручению Министерства просвещения Российской Федерации Институт содержания и методов обучения имени Леднева подготовил инструктивно-методические письма, посвящённые особенностям преподавания учебных дисциплин в 2025/2026 учебном году.
О том, что это за письма и зачем они нужны, «Российской газете» рассказала Людмила Лагунова, заместитель директора Института содержания и методов обучения имени Леднева.
«Эти письма-рекомендации помогают ответить на часто возникающие у учителей вопросы перед началом нового учебного года, — пояснила Лагунова. — Например, методические письма по истории и обществознанию объясняют, как лучше всего перейти на новые программы по этим предметам, а письмо по русскому языку содержит информацию о языковой и социокультурной адаптации детей-мигрантов».
Эксперт отметила, что в конце каждого письма есть специальный раздел, посвящённый оценке работ учеников. В нём объясняются критерии оценивания различных видов работ в рамках текущего контроля.
Цифры, буквы, запятые
Давайте посмотрим на методическое письмо об особенностях преподавания русского языка. В конце действительно есть раздел «Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов…».
Здесь указано, как выставляются различные оценки за устные ответы.
«Отлично» — ученик правильно и полно излагает изученный материал, даёт верные определения языковых понятий и может привести не только примеры из учебника, но и свои собственные.
«Хорошо» — те же требования, что и для оценки «отлично», но ученик допускает одну-две ошибки в содержании ответа и одну-две ошибки в последовательности и оформлении.
«Удовлетворительно» — ученик знает и понимает основные положения темы, но излагает материал неполно и допускает ошибки.
«Неудовлетворительно» — ученик не знает большую часть материала, делает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, и неуверенно излагает материал.
Вот, например, основные требования к проведению и оценке диктанта:
«Текст прочитывается учителем полностью. Затем учитель приступает к диктовке. Каждое предложение прочитывается сначала полностью. После этого учитель диктует предложение и даёт ученикам возможность проверить запись. Если предложение представляет собой сложную конструкцию, оно прочитывается ещё раз».
Отмечается, что текст диктанта должен быть составлен с учётом ранее изученных правил правописания: основные из этих правил должны быть представлены одним-тремя примерами.
В текст контрольного диктанта нельзя включать слова с неизученными орфограммами и предложения с неизученными пунктуационными правилами.
А вот что пишут о проверке и оценке: «При проверке диктанта учитель исправляет все ошибки и искажения графического облика слова, все пунктуационные ошибки, но при оценке учитываются только орфографические ошибки, связанные с применением изученных правил, и те пунктуационные ошибки, которые обнаруживают неумение учеников анализировать синтаксические конструкции, которые были объектом анализа в процессе изучения соответствующих тем, включённых в федеральную рабочую программу по русскому языку».
Другими словами, оценивать можно только то, что уже было изучено в классе. Ошибки в словах, правила написания которых ещё не были пройдены, не учитываются.
Откроем другое письмо — об особенностях преподавания математики. В нём отдельным разделом выделены темы, которые традиционно вызывают трудности у школьников. Это, например, сечения многогранника, объёмы подобных фигур и соотношение объёмов, окружность, описанная около треугольника, внешний угол треугольника и делимость натуральных чисел. Также приведены виды деятельности, которые вызывают трудности у учеников (по результатам государственной итоговой аттестации).
Отмечается, что школьникам сложно выполнять действия с геометрическими фигурами и величинами в них на плоскости и в пространстве, решать задачи с использованием фактов, связанных с окружностями, решать уравнения и неравенства, устанавливать отношение между действительными числами, записанными в различной форме, и другие задачи.
Контрольные и домашняя работа
Кроме того, в методических письмах напоминают об объёмах контрольных работ. Оказывается, в 6–9 классах до конца первой четверти, а в 5 классе — в течение первого полугодия сохраняется объём текстов контрольных работ, рекомендованный для предыдущего класса. Кроме того, в первой четверти 5 класса проводятся только обучающие изложения и сочинения.
Объём и содержание домашней работы учитель определяет в соответствии с федеральной рабочей программой по предмету, тематическим планированием, уровнем подготовки класса, конкретной образовательной ситуацией и обязательно с учётом возрастных, психофизических особенностей и интересов учеников.
В соответствии с санитарными правилами и нормами необходимо минимизировать время, которое ученики тратят на выполнение домашних заданий. Время на домашнюю работу по всем учебным предметам не должно превышать: в 5 классе — двух часов, в 6–8 классах — двух с половиной часов, в 9–11 классах — трёх с половиной часов.
Домашнее задание на следующий урок рекомендуется задавать на текущем уроке, при наличии электронного журнала дублировать в нем задание не позднее времени окончания учебного дня (как правило, это 16 часов). Для выполнения задания, требующего длительной подготовки (например, подготовка доклада, реферата, оформление презентации, заучивание стихотворений), рекомендуется предоставлять достаточное количество времени.
Важно: в каждом письме — масса ссылок на законы, нормы, цифровые ресурсы, варианты контрольных работ и другую полезную для учителей информацию.