Записки начинающего водителя

Фото: "Донская газета"
В России 26 октября отмечается День автомобилиста. С каждым годом все больше граждан нашей страны получают водительские права. Кто-то сразу садится за руль, кто-то начинает копить на автомобиль только после сдачи экзамена или устраивается на работу, где есть автотранспорт.
Такая дата – хороший повод для того, чтобы на примере одной междугородной поездки подсветить как достоинства, так и недостатки образа жизни, связанного с автомобилями. Водитель – это не увлечение, а профессия. Из положительного в ней – мобильность, возможность быстро доехать в пункт назначения. А с недостатками начинающий автомобилист сталкивается в первый же выезд.
Что чувствует новичок за рулем?
Меня сложно назвать неопытным водителем, так как до получения прав категории B имелась другая – M. В течение 6 лет путешествовала по области на электроскутере, в общей сложности пройдя на этом виде транспорта больше 12 тысяч километров. Потому ни при учебной, ни при самостоятельной езде на автомобиле не возникало боязни дороги. Что же до тех, кто впервые оказался за рулем в автошколе, то они часто признаются в страхе перед вождением.
Потому такому человеку никогда не посоветую сразу выезжать на междугородную трассу, особенно Новомосковск-Тула, где всегда плотный трафик автомобилей. Мне тоже говорили: не рискуй, ты только права получила. Но на протяжении последних лет я только и делала, что каталась по трассам, притом на куда более уязвимом транспорте, чем легковушка. По сравнению с прошлогодней дорогой на Красный холм поездка в Тулу показалась мне легкой прогулкой. Однако и совсем уж курортом она тоже не стала.
На 360 градусов
Первое и главное правило водителя: научиться правильно распределять внимание. Начинающий почти всегда смотрит на впереди идущий автомобиль, пытаясь копировать его действия. А опытный никогда не задерживает взгляд в одной точке больше, чем на несколько секунд. Он просто обязан видеть все, что происходит вокруг машины на пару сотен метров, для того и предусмотрены зеркала обзора. Вот и мне пришлось еще в автошколе отучиваться от «мопедной» привычки не следить за обстановкой справа. Как говорил герой фильма «В бой идут одни «старики»: «Крути головой на 360 градусов». Поверьте, в зеркалах показывают много интересного: кто куда перестраивается, обгоняет или пропускает вас, нагло лезет на обочину или же вообще не следит за дорогой, отвлекшись на телефон, и тогда пора подавать звуковой сигнал, чтобы вернуть того водителя в реальный мир.
Умение смотреть на 200-300 метров вперед, которому меня также научили в автошколе, значительно облегчает жизнь.
Ты еще далеко от светофора, но видишь, что там горит красный сигнал? Значит, нет смысла давить на педаль газа. Просто езжай накатом; пока доберешься, уже будет зеленый. Именно так я и миновала регулируемые перекрестки рядом с Тулой – у поворота на Болохово, у «Тулачермета» и уже в черте города.
А заодно, помимо светофоров и авто, можно заранее разглядеть дорожные знаки, чтобы узнать, какое на этом участке ограничение скорости, куда можно поворачивать, а куда нельзя, какое направление движения по полосам, да и многое другое. Например, дорожные работы, ДТП, внезапного пешехода, любителя немного понарушать правила или выбежавшую на проезжую часть собаку. Все это было на пути в оружейную столицу, и не один раз. Но если видишь обстановку за 200 метров, всегда успеешь правильно на нее отреагировать.
В городе
Выезжая из Северо-Задонска, практически сразу оказываешься на трассе. Но в нескольких километрах уже Новомосковск, а там движение более плотное, перекрестки сложнее донских. Потому еще одно золотое правило водителя: в городской черте лучше держать скорость около 40 километров в час, не слишком отклоняясь, и быть предельно внимательным.
Из личного опыта: чаще всего, на мой взгляд, нарушают правила не водители дорогих авто, а владельцы «убитых» машин. Возможно, им терять уже нечего, кто знает; но, если рядом едет сильно помятое «нечто», марку которого уже сложно установить из-за повреждений и ржавчины, новичку стоит проявлять повышенную осторожность.
И еще – в городской черте много пешеходов, в том числе и тех, кто выбегает на дорогу вне перехода. На скорость 40 км в час вы, скорее всего, успеете вовремя затормозить. А если едете быстрее – не факт, что получится избежать столкновения с человеком. Потому вблизи плотной застройки и рядом с местами скопления людей любое лихачество категорически противопоказано.
«Обочечники», «шашечники» и торопыги
Эти категории водителей – главные враги новичков за рулем. Собственно, они доставляют множество неприятностей и более опытным, но законопослушным людям.
Итак, ситуация: еду по трассе, максимальная разрешенная скорость 70 км в час. Допускается превышение не больше, чем на 20 км в час, но для этого не лучшее время: идет дождь, дорога мокрая. Проезжая часть разбита на две полосы, отделенные друг от друга сплошной разметкой, то есть обгонять нельзя. И вдруг справа от меня по обочине проносится темный внедорожник, только гравий из-под колес летит. Скорость там явно выше 90 км в час. И ведь на дороге даже не было пробки, которую теоретически мог объезжать «обочечник». Просто надоело соблюдать скоростной режим, захотелось прокатиться с ветерком.
Или другой пример, из той же поездки: две полосы в одну сторону. Кто-то ехал по правой, кто-то совершал опережение по левой.
А один безответственный водитель начал вилять между машинами на большой скорости, создавая всем помехи. Только чудом тот «шашечник» никого не зацепил.
И еще одна категория водителей, от которых страдают все: торопыги. Эти леди и джентльмены всегда куда-то спешат, обгоняют там, где можно и где нельзя, стараясь выгадать лишние секунды. «Я опаздываю!» – кажется им весомым оправданием нарушений.
И часто они становятся виновниками ДТП, что сразу обнуляет весь «выигрыш», ведь оформление происшествия и прочие процедуры требуют времени, а последующий ремонт – расходов и повышенной стоимости страховки. Новичку за рулем, который только-только стал полноправным участником дорожного движения, подобное лихачество кажется излишне рискованным, и это так. Но со временем некоторые думают: а я чем хуже? И тоже начинают спешить, подрезать, нарушать. Однако рано или поздно за это приходится платить, и хорошо, если только деньгами.
Вехи истории глазами автомобилиста
Из салона быстро едущего автомобиля можно разглядеть как очень много, так и очень мало. Постоянно следя за дорожной обстановкой, начинающий водитель, как правило, упускает вехи нашей истории, которые то и дело встречаются вдоль трасс Тульской области.
Это могут быть как неприметные сельские памятники воинам-освободителям, так и большие мемориалы, такие как Курган бессмертия, расположенный у развилки дорог на Новомосковск и Киреевск. Его сложно не заметить даже новичку за рулем. Но мало кто знает, что вообще значит это место на карте региона.
Мемориал установили в канун 30-летия Великой Победы, полвека назад. Он был призван увековечить память бойцов 413-й стрелковой дивизии, которые с 1 по 18 ноября 1941 года отражали атаки частей 24-го танкового корпуса вермахта. Гудериану пришлось долго проламывать их оборону, прежде чем его панцердивизионы прорвались к Узловой, Сталиногорску и Донскому. Да и там еще целую неделю держала рубеж 239-я стрелковая дивизия…
На видеорегистраторе Курган Бессмертия виден всего несколько секунд. Но, проезжая эту развилку, стоит помнить, что в далеком 1941 году здесь стояли насмерть бойцы Красной армии. В том числе – для того, чтобы через 84 года их правнуки могли спокойно ездить из Донского в Тулу всего за час времени. Предки заслужили внимание и благодарность с нашей стороны, хотя бы на те несколько мгновений, что автомобиль проносится мимо памятного места.
Елена Спесивцева