87 лет назад в СССР введено заочное высшее образование

Фото: ИА «Регион 71»
Заочное обучение представляет собой одну из форм получения образования и повышения квалификации, объединяющую элементы самостоятельного и очного обучения. Этот способ позволяет людям разных возрастов и профессий реализовывать себя в выбранной сфере деятельности. Основные преимущества заочного обучения включают относительную свободу посещения учебного заведения и возможность совмещения учебы с работой или семейными обязанностями.
История заочного образования начинается в XIX веке, когда в России и других странах для целей самообразования издавались учебные пособия, научно-популярные и специализированные журналы. Однако государственной системы заочного обучения на тот момент не существовало, и оно развивалось в рамках частной инициативы отдельных лиц и организаций.
В Советском Союзе система заочного обучения начала формироваться в 1919 году, когда на Съезде Компартии было принято решение о поддержке самообразования рабочих и крестьян на государственном уровне. В 1920-х годах выпускались издания для самообразования, такие как «Школа на дому», «Народный университет на дому», «Готовься в вуз» и другие.
Затем начали открываться заочные курсы при вузах, охватывающие различные направления, включая иностранные языки, советское строительство, профдвижение и связь. Эти курсы были предназначены для повышения квалификации или подготовки к сдаче экзаменов экстерном.
В 1929 году Наркомпрос РСФСР утвердил основные принципы организации высшего и среднего заочного образования. Изначально оно предназначалось для студентов, которые по уважительным причинам не могли регулярно посещать занятия, и в основном касалось технических специальностей в отраслевых втузах.
29 августа 1938 года Постановлением СНК СССР «О высшем заочном обучении» была определена номенклатура специальностей для заочного образования и создана сеть самостоятельных заочных вузов. Также вводилась курсовая система обучения, обязательная сдача всех экзаменов и зачетов, а для заочников предусматривались дополнительные оплачиваемые отпуска на работе.
С этого момента заочное обучение стало неотъемлемой частью общей системы образования в СССР (позже и в России), охватывая подготовку специалистов по большинству специальностей высшего и среднего специального образования. Благодаря развитию информационных технологий, заочное образование постоянно модернизируется, приобретая черты дистанционного обучения.